Мой статус
 Звоните, поставьте перед нами задачу. Докторская диссертация, кандидатская диссертация, срочная публикация статей - в чем мы можем Вам посодействовать? +7 (495) 649 89 71



ПОИСК




В этот день, 21 августа
2014.08.21
21 августа 1957 года – состоялся первый успешный запуск межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, на базе которой создано целое семейство ракет-носителей среднего класса, внёсших большой вклад в освоение космоса.

Наука в законе
2014.08.21
К подготовке нового закона о науке, который бы не только отражал изменения в системе организации российской науки, но и определял перспективы её развития, полгода назад приступила созданная в Государственной Думе рабочая группа. Наряду с депутатами в её состав вошли представители Министерства образования ...

Главная страница / Справочная информация / Авторефераты диссертаций / Акмеологическая концепция идентификации государственных служащих / 

Акмеологическая концепция идентификации государственных служащих


На правах рукописи




ОРЕСТОВА Василиса Руслановна

АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Специальность 19.00.13 – психология развития, акмеология
(психологические науки)



АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени доктора
психологических наук









Москва-2010

Работа выполнена на кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Научный консультант:
заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии
Президента РФ в области образования, доктор
социологических наук, профессор
Анисимов Сергей Алексеевич

Официальные оппоненты:
заслуженный деятель науки РФ,
доктор психологических наук, профессор
Богданов Евгений Николаевич

заслуженный деятель науки РФ,
дважды лауреат государственной премии РФ
в области образования,
доктор психологических наук, профессор
Кандыбович Сергей Львович

доктор психологических наук
Носс Игорь Николаевич

Ведущая организация: Психологический институт РАО


Защита состоится 16 декабря 2010 г. в 14 час. на заседании диссертационного Совета Д-502.006.13 по психологическим и педагогическим наукам в ФГОУ ВПО «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации» по адресу: 119606, Москва, проспект Вернадского, 84, корпус 1, ауд.3350

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РАГС при Президенте РФ

Автореферат разослан 16 ноября 2010 г.



Ученый секретарь диссертационного совета
доктор психологических наук
В.Г. Асеев


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность проблемы исследования
Трудности с успешным завершением реформ в России очевидны, причем они усилились в связи с глобальным экономическим кризисом. Отечественными и зарубежными учеными, аналитиками и специалистами высказываются самые разные причины такого положения в нашем обществе: недостаточная информированность населения о реформах и кризисе, коррупция, бюрократизм, неустойчивые цены на нефть и другие причины. Но при этом нередко получает неадекватную оценку и искаженную интерпретацию, а зачастую просто игнорируется одна из важнейших причин создавшейся критической ситуации – недостаточный профессионализм различных социальных групп, и прежде всего кадров, управляющих обществом. Это положение относится и к кадрам государственной службы, к необходимости достижения ими высокого уровня профессионализма, адекватной самоидентификации и ответственности перед обществом в качестве государственных служащих.
Проблема идентификации личности существовала в любом обществе и в любые времена, но в современной реформируемой России вопрос о развитии идентичности является одним из наиболее значимых в рамках проблемы становления человека в качестве субъекта рыночных отношений, реализации своей социальной роли каждым человеком. Изучая механизмы формирования личности, мы можем вплотную подойти к возможности создания условий, необходимых для становления идентичности зрелой личности в качестве гражданина России.
Особенно важной проблема идентификации встает перед государственными служащими. Определенная часть кадров, придя на государственную службу, пытается учитывать прежде всего свой личностный экономический и политический интерес, далеко не всегда соблюдает моральный кодекс государственного служащего, а иногда даже закон о государственной службе. Более того, в современных условиях у кадров нет достаточного времени на необходимую адаптацию к требованиям государственной службы. Поэтому речь должна идти об опережающей идентификации государственных служащих.
Актуальность проблемы идентификации кадров государственной службы усиливают существующие в современной системе управления противоречия:
- между уровнем разработанности проблемы идентификации и требованиями практики к уровню идентичности кадров государственной службы;
- между декларируемыми мотивами единения российского общества и реальными ценностными детерминантами поведения различных социальных групп и, конкретно, корпоративными интересами государственных служащих;
- между использованием необходимого комплекса технологий и алгоритмов идентификации и уровнем психологической готовности к их эффективному применению самими государственными служащими.
Актуальность проблемы идентификации кадров государственной службы, ее теоретическая и практическая значимость определили выбор темы настоящего диссертационного исследования.
Состояние разработанности проблемы
Теоретическая и эмпирическая разработка проблемы идентификации началась сравнительно недавно, в середине ХХ века, хотя само понятие идентификации имеет довольно долгую историю. Еще в философии XVII века личностная идентичность определялась как осознание индивидом своей социальной тождественности во времени и пространстве (Локк). Два столетия спустя У.Джеймс высказал представление о личностной идентичности как о последовательности и непротиворечивости личности. Впервые детально понятия идентичности и идентификации в их современном варианте было представлено в работе Э.Эриксона «Детство и общество», вышедшей в 1950 году.
Основой для исследования проблемы идентификации государственных служащих являются монографии по методологии акмеологии. Начиная с трудов В.Соловьева, Н.Лосского, П.Флоренского, А.Ф.Лосева, это работы Б.Г.Ананьева, А.А.Деркача, К.А.Абульхановой, О.С.Анисимова, А.А.Бодалева, В.Г.Зазыкина, Е.А.Климова, Н.В.Кузьминой, Р.Л.Кричевского, Г.С.Михайлова, А.А.Реана, С.Л.Рубинштейна, Н.И.Рыбникова, И.Н.Семенова, Е.А.Яблоковой и других.
Собственно проблема идентификации и идентичности в той или иной мере освещена в работах Г.М.Андреевой, Е.П.Белинской, И.Ю.Киселевой, Н.М.Лебедевой, В.Н.Павленко, Ю.П.Платонова, Г.У.Солдатовой, В.А.Ядова, Д.Абрамс, М.Аугастинос, П.Бергер, Р.Браун, Т.Лукман, П.Оакс, Дж.Тернер, А.Тэшфел, М.Хогт, И.Уолкер, Н.Эллемерс и др. Многие авторы подчеркивают, что идентичность является одним из факторов, образующих сначала основу сознательного поведения, а затем и успешной профессиональной деятельности. Среди этих авторов В.С.Агеев, Г.М.Андреева, Е.П.Белинская, Н.М.Лебедева, Н.Л.Иванова, В.Н.Павленко, П.Дж. Оукс, Г.У.Солдатова, Дж.С.Тернер, Л.Б.Штейнер, С.А.Хеслем, В.Ю. Хотинец, Э.Эриксон, D.Abrams, M.Hogg, H.Tajfel и др.
В последние годы заметно активизировалась разработка вопросов, в разной степени касающихся проблемы идентификации. Это утверждение относится к проведению исследований по углублению концепции «Я-профессионала» (В.С.Агапов, А.А.Деркач, Е.А.Климов, Ч.Кули, К.Роджерс, Р.Фогельсон и др.), по проведению психологического анализа управленческой деятельности (С.А. Анисимов, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Г.С., Михайлов Г.С., Яблокова и др.), по формированию оптимальной модели профессионально важных качеств государственного служащего (О.С. Анисимов, А.А. Бодалев, Л.И. Катаева, Н.И. Конюхов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Е.В.Селезнева, Л.А.Степнова и др.), по проработке теоретических и методологических основ психологии личности управленца (А.А.Деркач, Ю.М. Забродин, Г.С.Михайлов, Ю.В. Синягин, В.М. Шепель и др.), по изучению мотивации к профессиональной деятельности государственного служащего (В.Г. Асеев, Л.Г. Лаптев, А.С. Мельничук, И.Н. Семенов и др.), по анализу уровней профессионализма в различных видах деятельности (Н.В. Кузьмина, Э.А.Манушин, А.К. Маркова, Л.Г. Лаптев, В.Г. Михайловский, А.Ю. Панасюк, С.И. Съедин и др.). Особое внимание в этих работах уделяется разработке принципов, определению закономерностей, психологических факторов, способствующих повышению эффективности профессиональной деятельности кадров государственной службы в современных условиях.
В то же время анализ научной литературы показывает, что сущность, содержание и психологические особенности государственной службы во многом зависят от идентификации и прежде всего от самоидентификации государственных служащих. Но в научных исследованиях и в практической деятельности кадров управления этой проблеме не уделяется должного внимания. Вследствие этого недостаточно изученными остаются проблемы оптимального включения государственных служащих в эффективную профессиональную деятельность, плодотворного раскрытия государственными служащими своих способностей, наиболее полного использования коллективного потенциала управленческой команды, а также оптимального учета реальных условий при выборе стратегии и тактики своей профессиональной деятельности каждым государственным служащим. Самое главное, отсутствует целостная акмеологическая концепция идентификации государственных служащих. Комплексно рассмотреть исследуемую проблему идентификации, определить условия и факторы достижения опережающей идентификации позволяет психолого-акмеологический подход, разрабатываемый в современной науке О.С. Анисимовым, А.А. Бодалевым, В.М. Герасимовым, А.А. Деркачем, В.Г. Зазыкиным, А.С. Карпенко, Е.А.Климовым, Н.В. Кузьминой, Г.С.Михайловым, В.А. Пономаренко, И.Н. Семеновым, Ю.В. Синягиным и другими учеными. Такой подход, с одной стороны, способен дать многостороннюю характеристику государственного служащего, а с другой стороны, выявить основные концептуальные позиции конкретного наиболее важного компонента эффективной государственной службы – опережающей идентификации государственных служащих.
Теоретическая и практическая значимость выбранной темы исследования, степень ее разработанности определили цель, объект, предмет и задачи исследования.
Цель исследования: разработать акмеологическую концепцию идентификации государственных служащих, а также определить акмеологические условия и факторы, пути и способы оптимизации процесса формирования опережающей идентификации в современных условиях.
Объект исследования: психологическая сущность, содержание и особенности процесса идентификации кадров государственной службы.
Предмет исследования: процесс оптимизации формирования идентификации государственных служащих.
Основные гипотезы исследования
Акмеологическая концепция идентификации государственных служащих должна быть основана на общих и специальных методологических принципах программно-целевого управления и ориентирована на достижение консенсуса интересов государственного служащего, корпоративных интересов кадров государственной службы и государства, общества в целом.
Сущность и содержание феномена идентификации государственных служащих в качестве психологического основания имеет волевой, перцептивный, коммуникативный, креативный, прогностический, организаторский и конструктивный компоненты.
Предполагалось, что одним из основных критериев идентификации личности выступает направленность идентификационного процесса на достижение идентичности государственного служащего. Важными критериями идентичности государственного служащего являются его личностно-профессиональное развитие, повышение эффективности профессиональной деятельности государственного служащего и в целом государственной службы, степень удовлетворенности общества профессиональной деятельностью кадров государственной службы.
В качестве основных показателей идентичности государственного служащего могут выступать психолого-акмеологические характеристики состояния личности: сила воли, воображение, прогностические способности, стремление к самообразованию и саморазвитию человека как государственного служащего, а также профиль реальной профессии и уровень квалификации.
Важнейшими акмеологическими условиями и факторами оптимизации формирования опережающей идентификации государственных служащих выступают атмосфера доверия и уважения в отношении кадров государственной службы, привлекательный имидж государственной службы, а также наличие необходимого уровня демократии в обществе, позволяющего гармонично развиваться идентификационным процессам.
Наиболее эффективной моделью развития идентификации является диалог между кадрами государственной службы, населением и самим государственным служащим.
Предполагалось, что между процессом идентификации и эффективностью государственной службы существует связь, которая проявляется как в виде прямой зависимости успешности профессиональной деятельности государственного служащего от уровня идентификации, так и в косвенной форме в виде психологического положительного восприятия обществом действий кадров государственной службы, благоприятным психологическим климатом, повышением мотивационной готовности к эффективной государственной службе.
Предполагалось, что важнейшим критерием идентификации личности выступает направленность идентификационного процесса на достижение опережающей идентичности государственного служащего.
Задачи исследования
1.Разработать акмеологическую концепцию идентификации государственных служащих.
2. Углубить понимание сущности и содержания феномена идентификации государственных служащих.
3. Определить критерии, показатели и индикаторы оценки уровней идентификации государственных служащих.
4. Составить типологию идентификации личности с кадрами государственной службы по признаку достигнутой идентичности.
5. Определить полный цикл развития идентичности и разработать рациональный алгоритм ее формирования.
6. Выявить акмеологические условия и факторы оптимизации формирования опережающей идентификации государственных служащих.
7. Установить типологические особенности государственных служащих для оптимального использования различных моделей идентификации.
8. Выявить необходимые и достаточные элементы диалоговой модели формирования опережающей идентификации кадров государственной службы и обосновать методические приемы и технологии, позволяющие интенсивно проходить все этапы диалога.
9. Разработать акмеологический мониторинг диалоговой модели идентификации государственных служащих.
10. Уточнить содержание и характер связи между процессом идентификации и эффективностью государственной службы.
11. Выявить основные истоки механизмов внешнего влияния на идентификацию государственных служащих.
12. Разработать программу системно-интегративного анализа и предложить авторские методики определения уровня идентификации государственных служащих.
Теоретико-методологическую основу исследования составили принципы системности, целостности, детерминизма, диалектического единства внешней и внутренней сторон деятельности, а также работы по теории личности и деятельности (К. А. Абульханова, Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев. Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. С. Мерлин, А. В. Петровский, С Л Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, В. А. Ядов и др.), исследования по теории идентификации и концепции «Я» личности ((В.С.Агапов, А.А.Деркач, Е.А.Климов и др.), по психологии развития (Л И Анцыферова, А. В. Брушлинский, Л. И. Божович, И. В. Дубровина, В. С. Мухина, В. В. Рубцов, В. И. Слободчиков и др.), по психологии труда и профессий (Е. А. Климов, Л. Г. Лаптев, Б. Ф. Ломов, В. Г. Михайловский, К. К. Платонов и др.), работы, раскрывающие основные положения психолого-акмеологического подхода (О. С. Анисимов, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Н. В Кузьмина, Г.С.Михайлов, Я. А. Пономарев, И. Н. Семенов, В.А. Сластенин. Е. А. Яблокова и др.).
Методологическую базу диссертации расширили работы отечественных и зарубежных ученых, в которых раскрыты основные черты диалектического и балансового метода и выявляются причинно-следственные связи процессов идентификации государственных служащих и эффективности государственной службы. Теоретической основой исследования стали также фундаментальные работы, рассматривающие связь эффективности государственной службы с ее оценкой в общественном мнении.
Методами исследования стали: анкетный опрос, проводимый в мониторинговом режиме; экспертный опрос методом интервью; контент-анализ научных трудов, публикаций периодической печати и ведомственной статистики по проблемам эффективности государственной службы, метод наблюдения, методы психодиагностики.
Для анализа уровня достигнутой идентичности использовался также стандартный инструментарий подбора кадров, методики для отбора людей на различные должности государственных служащих в различных условиях, в штатных и в нештатных ситуациях применялся различный, в том числе авторский инструментарий.
Эмпирическая база и источники исследования. В работе над диссертацией автор опирался на материалы государственной статистики, данные ведомственной отчетности, результаты психологических исследований отечественных и зарубежных психологов. В процессе выполнения диссертационной работы использовалось изучение документов, материалов конференций, семинаров и круглых столов.
Основу эмпирической базы исследования составляют результаты психологических исследований, осуществленных под руководством или при непосредственном участии автора в разные годы, что позволило рассмотреть изучаемую проблему всесторонне и в динамике.
На первом этапе с 1996 по 1999 год изучалась проблема личностной идентичности, в частности, психологическая природа личностного самоопределения, самоопределение личности в старшем подростковом и юношеском возрасте. Исследования проводились с 1996 по 1999 годы в Москве, в качестве респондентов выступило около 300 человек.
На втором этапе исследования (1999—2003 гг.) изучались психолого-акмеологические проблемы профессионального становления государственных служащих. Общая численность принявших участие в исследовании составила более 450 человек в возрасте от 25 года до 70 лет. Основную группу опрошенных респондентов составили государственные служащие федерального уровня управления. В качестве испытуемых выступили также представители кадрового резерва.
Эмпирическую базу изучения составили также результаты психолого-акмеологического исследования государственных служащих различного уровня в возрасте от 20 до 55 лет и материалы мониторинга личностно-профессиональных качеств госслужащих, проходящих профессиональную переподготовку в РАГС. Исследование проводилось в Москве, выборка составила 234 респондента из числа государственных служащих и кадров управления предприятий и организаций.
На третьем этапе в течение 2003-2010 годов проведен анализ процессов идентификации государственных служащих, осуществлено обобщение полученных результатов, выделены основные условия и факторы оптимизации процесса опережающей идентификации кадров. Общая численность принявших участие в исследовании составила более 800 человек в возрасте от 24 года до 72 лет: руководители государственной и негосударственной сфер управления, кадровый резерв, слушатели курсов повышения квалификации РАГС.
Экспертный опрос по изучаемой проблеме опережающей идентификации государственных служащих автор провела в 2006 году. Было опрошено и изучено мнение около 100 экспертов – государственных служащих, психологов, социологов, специалистов в области государственного управления.
В 1996, 2003, 2005 и в 2010 годах с участием автора по всероссийской выборке проведены исследования, целью которых стало выявление проблем восприятия кадров государственной службы в общественном мнении. Опрошено 1200 респондентов. В настоящее время исследования проблем эффективности государственной службы проводятся в мониторинговом режиме с интервалом в полгода. С целью изучения реального процесса идентификации кадров государственной службы в 2010 году в Москве с участием автора было проведено комплексное исследование. Было опрошено 254 жителя столицы по анкете массового опроса и 43 эксперта заполнили бланк-интервью. В качестве экспертов выступили ученые, государственные служащие с большим опытом работы, консультанты министерств и ведомств.
Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна
Разработана акмеологическая концепция идентификации государственных служащих, основанная на общих и специальных методологических принципах программно-целевого управления, ориентированная на достижение консенсуса интересов государственного служащего, корпоративных интересов кадров государственной службы и государства, общества в целом, позволяющая повысить эффективность государственной службы.
Углублено понимание сущности и содержания феномена идентификации государственных служащих, психологическое основание которого имеет волевой, перцептивный, коммуникативный, креативный, прогностический, организаторский и конструктивный компоненты, что позволяет определить необходимый ансамбль условий и факторов опережающей идентификации для осуществления эффективной государственной службы.
Составлена типология идентификации личности с кадрами государственной службы по признаку достигнутой идентичности. Выделены три типа идентификации: опережающая идентификация, адекватная идентификация, запаздывающая идентификация. Запаздывающая идентификация отстает от возможных или ожидаемых результатов процесса идентификации и может образоваться при стихийном развитии процесса идентификации или при сознательном его торможении субъектом идентификации. Адекватная идентификация соответствует по своим параметрам нормальному ходу процесса идентификации, тесно коррелирует с реальными условиями процесса идентификации и качествами субъекта идентичности. Опережающая идентификация по уровню своей сформированности опережает среднестатистические характеристики процесса идентификации, может создаваться при условии ее сильной мотивации, осознанной и неосознанной активной включенности в процесс идентификации самого человека, интенсивного самоопределения личности, определенности в формировании «Я-концепции»; сам идентификационный процесс обычно носит программно-целевой акмеологический характер.
Определен полный цикл развития идентичности, на основании которого разработан рациональный алгоритм ее формирования, обеспечивающий интенсивное включение государственного служащего в эффективную профессиональную деятельность и содержащий: диагностику реальных и желаемых характеристик кадров государственной службы, анализ уровня идентичности и самоидентичности государственного служащего в мониторинговом режиме, экспертизы и консультации, оценку влияния идентификации на эффективность государственной службы.
Выявлены акмеологические условия и факторы оптимизации формирования опережающей идентификации государственных служащих, важнейшими из которых выступают атмосфера доверия и уважения в отношении кадров государственной службы; привлекательный имидж государственной службы, а также наличие необходимого уровня демократии в обществе, позволяющее гармонично развиваться идентификационным процессам, применять диалоговую модель общения, достигать баланса интересов государственного служащего, корпоративных интересов кадров государственной службы и всего общества, а основными факторами достижения опережающей идентичности являются: эффективное использование способностей государственного служащего: волевых, прогностических, креативных, конструктивных, перцептивных, коммуникативных, организаторских и других, развитие его личностно-профессиональных характеристик - порога восприятия социального мнения, гибкости поведения, снижение влияния негативных психологических факторов: тревожности, неуравновешенности, депрессивности, акцентуаций.
Установлены типологические особенности государственных служащих: «предметников» и «общественников» - для оптимального использования различных моделей идентификации, что позволяет разрабатывать рациональные варианты достижения опережающей идентичности. Выделены различия между идеальной, рациональной, результативной, плодотворной, оптимальной и эффективной моделями идентификации государственных служащих: идеальной представляется такая модель, к которой необходимо стремиться, но на практике в реальных условиях достичь ее невозможно. Идеальная модель идентификации служит важнейшим ориентиром при выборе стратегии и основных направлений профессиональной деятельности в каждом конкретном случае; рациональная модель идентификации предстает моделью разумного осуществления профессиональной карьеры на государственной службе, в основе которой лежит достигнутый уровень науки и практики; результативная модель идентификации переносит акценты оценки идентификации на конечный результат профессиональной деятельности; плодотворная модель идентификации во многом схожа с результативной, но в определенной мере приближается и к эффективной модели, т.е., в данном случае речь идет не просто о достижении результата, а о модели профессиональной деятельности - конструктивной, созидательной, производительной и плодотворной; оптимальная модель идентификации позволяет включить в себя наиболее полезные элементы при минимальном включении отрицательных компонентов; эффективная модель идентификации позволяет соотнести получаемый эффект от идентификации деятельности с затратами на ее осуществление.
Выявлены необходимые и достаточные элементы диалоговой модели формирования опережающей идентификации кадров государственной службы, а также обоснованы методические приемы и технологии, позволяющие интенсивно проходить все этапы диалога. В их числе: содержательный анализ интересов субъектов диалога, метод структуризации приоритетов при построении оптимальной модели формирования опережающей идентификации, мониторинг идентификационных процессов, гласность на всех этапах диалога.
Предложен акмеологический подход к созданию мониторинга диалоговой модели идентификации государственных служащих, основными компонентами которого являются определение репрезентативности обратной связи, изучение и учет общественного мнения и мнения самих государственных служащих, расчет и обоснование периодичности получения информации, что позволяет не только отслеживать ход идентификации, но постоянно вносить необходимые коррективы в идентификационные процессы.
Уточнены содержание и характер связи между процессом идентификации и эффективностью государственной службы, которая проявляется как в виде прямой зависимости успешности профессиональной деятельности государственного служащего от уровня идентификации, так и в косвенной форме в виде психологического положительного восприятия обществом действий кадров государственной службы, благоприятным психологическим климатом, повышением мотивационной готовности к эффективной государственной службе.
Выявлены основные истоки механизмов внешнего влияния на идентификацию государственных служащих, в качестве которых выступают: семья, государственные и общественные организации, общественное мнение, корпоративная культура государственных служащих. Процесс идентификации по своей сущности является психологическим, а процесс опережающей профессиональной идентификации с целью достижения опережающей идентичности в качестве государственного служащего с полным основанием относится к психолого-акмеологическому. Понимание сущности и содержания опережающей идентификации государственных служащих как психологического психолого-акмеологического феномена позволяет более подробно остановиться на его волевом, перцептивном, коммуникативном, креативном, прогностическом, организаторском и конструктивном компонентах, что позволяет определить необходимый ансамбль акмеологических условий и факторов опережающей идентификации для осуществления эффективной государственной службы.
Разработаны критерии, показатели и индикаторы оценки уровней и стадий становления идентичности государственных служащих для определения сформированной идентичности государственного служащего. Важнейшим критерием идентификации личности выступает направленность идентификационного процесса на достижение идентичности государственного служащего. В качестве одних из самых важных критериев опережающей идентичности кадров государственной службы выступают акмеологическая культура государственного служащего, уровень его профессионализма, направленность государственной службы на соблюдение интересов государства, населения и уже затем - на корпоративные интересы кадров государственной службы и личные интересы государственного служащего. Этот компромисс должен основываться на законе, соответствовать принципам и нормам морали и базироваться на фундаменте психологических категорий доверия, представлений о нравственности. Важным критерием акмеологического уровня достигнутой идентичности является осознанное представление о себе или наличие осознанной «Я-концепции» как «Я-госслужащий», которая, несомненно, представляет собой базисное личностное образование, но в своей конкретной архитектонике, в своей соразмерности позволяет судить о мере приближения личности к кадрам государственной службы. При этом в самом общем виде можно отметить, что основными критериями идентичности государственного служащего является его личностно-профессиональное развитие, повышение эффективности профессиональной деятельности государственного служащего и в целом государственной службы, степень удовлетворенности общества профессиональной деятельностью кадров государственной службы.
В качестве основных показателей идентичности государственного служащего выступают психолого-акмеологические характеристики состояния личности: сила воли, воображение, прогностические способности, стремление к самообразованию и саморазвитию человека как государственного служащего, а также профиль реальной профессии и уровень квалификации.
Разработана программа системно-интегративного анализа и предложены оригинальные методики определения уровня идентификации государственных служащих по следующим характеристикам: профессионализм, социальные качества, человеческие ресурсы.
Положения, выносимые на защиту
1. В основу акмеологической концепции формирования идентификации государственных служащих положены общеметодологические и конкретно-методологические принципы акмеологии. Эти методологические принципы акмеологии служат опорой моделирования процесса идентификации государственных служащих в единстве ее исследовательских, ценностно-ориентирующих и практико-преобразующих аспектов. Конкретно-методологические принципы позволяют определить операционально-смысловую связь основных компонентов исследования – процесса идентификации кадров и эффективности государственной службы.
2. Демократическая ориентация акмеологического подхода обеспечивает создание диалоговой модели общения, многообразие стратегий и тактик идентификации, которые основываются на выявленных тенденциях и закономерностях идентификационных процессов, обладают высокой степенью надежности и достоверности благодаря выбранным и апробированным критериям и показателям и использованию математических методов анализа идентификационных процессов.
3. Повышение эффективности профессиональной деятельности кадров государственной службы возможно на основе использования акмеологической концепции идентификации государственных служащих. Основой для оптимизации идентификационных процессов является изучение и использование личностно-профессиональных, психологических и социальных характеристик кадров государственной службы. Оптимизация процессов идентификации государственных служащих возможна только при соблюдении баланса интересов государственного служащего, корпоративных интересов кадров государственной службы и интересов общества в целом.
4. Целеполагание при использовании модели оптимизации процессов идентификации государственных служащих должно включать развитие концепции «Я» государственного служащего, его личностно-профессиональное развитие, обусловленное следующими функциями: ориентирующей, помогающей личности правильно ориентироваться в системе знаний о потенциальных целях человеческой деятельности и способах осуществления процесса целеполагания; смыслообразующей, связанной с обеспечением возможности для государственного служащего осознать и субъективно принять цель предстоящей конструктивной профессиональной деятельности на государственной службе; проективной, определяющей характер, последовательность, способы, средства и другие характеристики действий, направленных на достижение целей в тех условиях, которые выделены самим государственным служащим; рефлексивно-оценочной, обусловленной необходимостью выйти из полной поглощенности деятельностью и процессом целеполагания, связанным с ней, для выработки собственного отношения личности к ним, чтобы осознать степень правильности постановки цели; регулятивной, обеспечивающей влияние процесса целеполагания на способы регуляции деятельности и поведения, направленные на достижение управленческой цели. Данные функции определяют следующие структурные компоненты целеполагания: содержательный, мотивационный, деятельностно-операционный, рефлексивно-оценочный, эмоционально-волевой.
5. При исследовании феномена идентификации государственных служащих особую значимость приобретает личностно-деятельностный подход, который дает возможность не только всесторонне изучить собственно процессы формирования и развития идентификации, выявить наличие взаимосвязей, существующих между личностно¬-профессиональными и психологическими особенностями государственного служащего и моделями и способами идентификации, но и сформулировать конкретные рекомендации по оптимизации идентификационных процессов.
6. Акмеологическая стратегия достижения опережающей идентификации представляет собой разработку рациональных алгоритмов интенсивной идентификации с учетом индивидуально-типологических свойств личности государственного служащего, профессионального образа жизни и профессиональной деятельности, его тактических и стратегических целей и задач своего личного и профессионального будущего.
7. Оптимизация идентификационных процессов государственного служащего возможна на основе построения профессиональной модельной типологии государственной службы с учетом его личностно-профессиональных и индивидуально-психологических качеств.
8. Внешние объективные условия и прежде всего демократизация общества для государственного служащего выступают фоном, на котором формируется и развивается идентификация государственного служащего. Поэтому априори от их учета в принципе зависит интенсивность и качество идентификации. Но в каждом конкретном случае успешность идентификационных процессов зависит от субъективных факторов, от профессионально-психологических характеристик государственных служащих.
9. Программа и методика определения уровня идентификации с учетом личностно-профессиональных особенностей государственных служащих включает: проведение психологической диагностики для выявления личностно-профессиональных характеристик и психологических особенностей государственного служащего, разработку акмеологических стратегий, тактик и алгоритмов процессов идентификации, а также с помощью разработанной типологии - определение принадлежности конкретного государственного служащего в определенный момент времени к той или иной социальной группе и выявление его потенциальных возможностей повышения эффективности профессиональной деятельности на государственной службе и выдачу рекомендаций по оптимизации идентификационных процессов.
Надежность, обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивалась исходными методологическими позициями, применением апробированного инструментария, репрезентативностью выборок исследований, разнообразием исследовательских процедур и приемов, их взаимной дополнительностью, многочисленной проверкой данных, применением математических методов обработки и анализа результатов с помощью автоматизированных статистических пакетов, а также успешным внедрением результатов исследования в практику.
Изучение идентификации кадров государственной службы в общественном мнении проводилось на основании анкеты массового опроса по всероссийской выборке. Выборка случайная, пропорциональная, квотная, «гнездовая», шаг выборки 50 тыс. чел. среди населения старше 18 лет. Надежность выборки 95%. При проведении исследований в дальнейшем осуществлялся необходимый ремонт выборки. Выборка, процедура сбора информации и репрезентативность получаемых данных прошли апробацию в 1996 году в Центризбиркоме РФ и были рекомендованы участникам всероссийского семинара по повышению политической культуры населения.
Теоретическое значение проведенного исследования заключается в том, что на основе возможностей научной специальности «Психология развития, акмеология» создается методологическая база для проведения фундаментальных теоретических и конкретных психологических и акмеологических исследований. Разработанная акмеологическая концепция и предложенная диалоговая модель формирования опережающей идентификации позволяет создавать новые прогностические программы и методики исследований в области психологии развития, акмеологии.
В работе раскрыта оригинальная методологическая база логико-методологических принципов и критериев знания в сфере акмеологии. Специфика исследования заключается в нахождении способа связи опережающей идентификации и эффективной профессиональной деятельности государственного служащего, что связано с психологическими особенностями и личностно-профессиональным развитием личности. Эти положения представляют собой определенный вклад в ценностно-ориентированный и модельно-целевой тип знания, в теорию управления, профессионализма, акмеологию.
Практическая значимость исследования
Теоретические выводы и практические рекомендации по формированию идентификации, содержащиеся в диссертации, могут быть полезны кадровым управлениям государственной службы и самим государственным служащим в их психолого-профессиональном и акмеологическом развитии и прежде всего в формировании опережающей идентификации кадров государственной службы.
Разработанные в ходе исследования практические рекомендации по формированию идентификации государственных служащих, кроме их прямого предназначения – повышения эффективности государственной службы, могут найти применение в разнообразной практической работе по управлению, в профориентационной работе в школе и вузе и подготовке и переподготовке кадров управления, в коррекционной и экспертно-консультационной работе, диагностике личностно-профессиональных качеств и психологических особенностей кадров государственной службы.
Материалы исследования могут быть использованы при чтении теоретических курсов и практических занятий по акмеологии и психологии профессиональной деятельности, для подготовки отдельных спецкурсов по управленческой психологии, самостоятельной работе государственных служащих, различных категорий кадров управления.
Апробация и внедрение результатов исследования
Теоретические и экспериментальные результаты работы докладывались и обсуждались на двух международных, шести всероссийских и одиннадцати региональных научно-практических конференциях, симпозиумах, круглых столах, семинарах, в том числе на международной конференции «Человек и общество в условиях становления новой России» (Москва, сентябрь 2004 года), на научной сессии, посвященной 75-летию члена-корреспондента РАО Н.В.Кузьминой (Москва, 1998), межкафедральной научно-практической конференции "Становление государственной службы в России и подготовка высшего административно-управленческого персонала" (Москва, РАГС, 1998), на конференции «Проблемы внутренней безопасности России в ХХ1 веке», секция «Психологические аспекты внутренней безопасности России» (Москва, РАГС, Фонд «Отечество», 15 февраля 2001), на научно-практической конференции «Проблемы человека в условиях становления новой России», посвященной 10-летию образования РАГС (Москва, РАГС, 21 сентября 2004), междисциплинарной конференции «Россия: тенденции и перспективы развития» (Москва, РАГС, декабрь 2005), на научно-практической коференции «Профессиональные союзы России – история и современность», посвященной 100-летию профессиональных союзов России (Москва, октябрь 2005), на седьмой ежегодной междисциплинарной конференции «Россия: приоритетные национальные проекты и программы развития» (Москва, РАГС, ИНИОН РАН, 13-15 декабря 2006) на научно-практической коференции «Россия: ключевые проблемы и решения», (Москва, декабрь 2007), на 10-й Всероссийской научно-технической конференции «Состояние и проблемы измерений», секция «Измерения в психологии и медицине» (Москва, НУК МТ МГТУ им. Н.Э.Баумана, Ин-т психологии РАН, 21-25 апреля 2008), на методологических семинарах и заседаниях проблемной группы кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности, на теоретических семинарах Экспертно-консультационного центра оценки и аттестации государственных служащих РАГС при Президенте РФ (2004-2008), на международной научно-практической конференции «От кризиса к росту: стратегия инновационного развития», секция № 6 «Психолого-педагогические проблемы государственного управления» (Москва, РАГС, 9 декабря 2009).
Материалы исследования составили основу спецкурса «Акмеологическая концепция опережающей идентификации государственного служащего» для слушателей и аспирантов РАГС.
Структура диссертации определяется задачами и логикой исследования и состоит из введения, четырех разделов, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Для выработки акмеологической концепции формирования идентификации государственных служащих опорным понятием идентичности стало ее определение, составленное на базе основных положений теории Э.Эриксона. Идентичность включает в себя осознание человеком собственной временной протяженности, обеспечивающей преемственность всех аспектов собственного «Я» в прошлом, настоящем и будущем; ощущение глубокого функционального единства, уникальности и неповторимости собственной личности, обусловливающее чувство непрерывной самотождественности; чувство общности с социальными идеалами и ценностями той группы, к которой относит себя личность, чувство социальной поддержки и признания.
Понятие идентичности обозначает хорошо усвоенный и личностно принимаемый образ себя; ощущение относительно стабильного владения личностью своим «Я» в определенный момент времени и в конкретном пространстве; способность к адекватному решению задач, возникающих на каждом этапе развития. Сформированная идентичность – это показатель зрелой личности и условие эффективного функционирования индивида в определенной культуре, в системе определенных общественных отношений.
При этом идентичность государственного служащего с членами своей корпорации – кадрами государственной службы выступает в качестве важного условия его эффективной профессиональной деятельности. Добавим, что исследуемая идентичность, имея психологическую основу и психологические механизмы формирования, носит социальный характер, так как государственная служба без сомнений должна быть отнесена к социальным институтам.
В целях изучения проблемы формирования идентификации государственных служащих в качестве теоретико-методологической базы исследования была выбрана методология акмеологической науки. При этом создание концепции формирования идентификации государственных служащих, прежде всего, требует опоры на методологические принципы акмеологии, сформировавшиеся в системе наук в области гуманитарного знания. За основу комплекса методологических принципов была взята батарея принципов, предложенная известным специалистом в области методологии акмеологической науки, профессором Г.С.Михайловым.



Схема 1. Теоретико-методологическое основание акмеологической концепции формирования идентичности государственных служащих
Акмеологическая концепция идентификации государственных служащих:
теоретико-методологическое основание


Общие методологические принципы
Принцип научности Принцип системности Принцип диалектичности Принцип непрерывности Принцип преемственности Принцип детерминизма Принцип субъектности Принцип комплексности
Принцип гуманизма


Специальные методологические принципы
Конкретности Согласованности Оперативности Персонификации Модальности Оптимальности Технологичности Операциональности Обратной связи

Применение этих принципов позволяет, с одной стороны, получать наиболее точную информацию о социуме – в нашем исследовании это государственные служащие, с другой стороны, на основе получаемой информации об уровне достигнутой идентичности государственных служащих разрабатывать и использовать эффективные модели государственной службы.
Иидентификация государственных служащих представляет собой сложное сочетание идентификационных процессов, основными из которых являются: процесс самоидентификации личности в качестве государственного служащего, процесс идентификации человека со стороны родителей, процесс идентификации со стороны друзей, товарищей, процесс его идентификации со стороны коллег, а затем, когда коллегами становятся государственные служащие, - со стороны кадров государственной службы, и процесс идентификации человека в качестве государственного служащего со стороны населения в общественном мнении. При этом в оптимальном варианте все основные идентификационные процессы должны носить опережающий по сравнению с «нормой» характер. Структура идентификационных процессов государственных служащих выглядит следующим образом (см. схему 2).
Схема 2. Структура идентификационных процессов государственных служащих
Процесс идентификации человека со стороны родителей, родственников, друзей,товарищей
(ближайшего неформального окружения)
Процесс само-идентификации личности Процесс идентификации человека со стороны кадров государственной службы и процесс идентификации человека в качестве государственного служащего со стороны населения в общественном мнении.
(официального окружения)














Опережающая идентификация
государственных служащих



Акмеологическая концепция формирования идентификации государственных служащих в идеальном варианте подразумевает максимально эффективное функционирование всех необходимых структурных элементов идеальной модели формирования опережающей идентичности государственных служащих. Программа акмеологического исследования предусматривает изучение на теоретическом, эмпирическом и экспериментальном уровне феномена идентификации, целью которого является достижение опережающей идентичности государственным служащим.
Самооценка как подвижное психологическое образование представлений о самом себе, с одной стороны, изменяется под действием внутренних и внешних факторов на протяжении всей жизнедеятельности человека. При этом собственно набор профессионально важных качеств личности является
основой для соотнесения своих индивидуальных качеств с качествами других людей для того, чтобы иметь возможность сравнить и оценить их. Такой выделенный индивидом набор профессионально важных личностных качеств и является основой для создания представлений о своем собственном личностном образе «Я-профессионала», который регулируется и организуется самооценкой. Набор качеств желаемого образца и их связей не являются постоянным: набор варьируется, изменяется, дополняется. Программой нашего эмпирического исследования предусмотрено изучение таких качеств, как профессионализм, образованность, ответственность, организованность, правовая культура, гражданственность, патриотизм, нравственная культура, религиозность.
Достижение личностного образца государственного служащего происходит путем постоянного соотнесения, усиления, "подтягивания" до него социально-психологических качеств из тех, которые реально осознаются личностью, субъективно проявляясь в самооценке, и оцениваются как выраженные. Программа исследования предусматривала также изучение не только на теоретическом, но и на эмпирическом уровне оценок кадров государственной службы «корпоративной» идентичности коллег и резерва на выдвижение. Большое значение для человека для интенсификации процесса идентификации его в качестве государственного служащего имеет оценка его профессиональных, моральных и политических качеств, признание его быть достойным занятия той или иной должности на государственной службе со стороны будущих коллег, профессионалов, находящихся на государственной службе.
Более того, положительная оценка профессиональных, моральных и политических качеств человека со стороны коллег не только позитивно влияет на уровень его самоидентификации, но может непосредственно оказывать конструктивное воздействие на его адаптацию в коллективе, на сплоченность управленческой команды, а следовательно, в конечном счете, - на эффективность государственной службы в целом.
Одной из самых важных оценок идентичности государственного служащего является признание его таковым со стороны населения. Эта реальная оценка выступает своеобразным критерием достижения определенного уровня идентичности в качестве государственного служащего. При этом очень важно, какую именно оценку дает население кадрам государственной службы в целом: положительную - доверяет им и идентифицирует конкретных государственных служащих как людей положительных, профессионально осуществляющих государственную службу, или отрицательную, когда государственные служащие представляются в общественном мнении как взяточники, казнокрады, коррупционеры. Т.е. общая оценка населения зависит от того, к какой категории государственных служащих люди причисляют конкретного респондента.
В самом общем виде основная информация для характеристики идентичности личности может быть следующей.
1. Профессионально важные черты характера.
2. Социометрический статус в коллективе, черты личности по результатам экспертной оценки.
3. Особенности интеллекта, профессиональной памяти.
4. Эмоционально-волевая устойчивость.
5. Ситуации на государственной службы, в которых личность особо сильна или в которых снижается ее надежность (если это выявлено с достаточной степенью достоверности).
6. Надежность полученной характеристики.
7. Выводы и рекомендации.
Методика диагностики уровня достигнутой идентичности государственных служащих может быть использована для определения готовности кадров государственной службы к профессиональной деятельности и лечь в основу аттестации кадров государственной службы. Акмеологическая диагностика идентичности или соответствия личности государственного служащего занимаемой должности может и должна занять одно из центральных мест в системе подбора и аттестации кадров как на предмет выдвижения, так и на предмет направления для переподготовки.
Идентичность человека в качестве государственного служащего можно характеризовать по ее различным признакам: как понимание и восприятие личностью себя как государственного служащего, понимание и оценивание своей профессиональной деятельности как государственной службы, но при этом государственной службой человеку еще предстоит заняться, - или потребуется продолжить занятия государственной службой, но на более высоком или более низком должностном, управленческом уровне.
При определении сущности и содержания опережающей идентификации государственных служащих следует учитывать как минимум четыре особенности изучаемого феномена: во-первых, речь идет о профессиональной идентификации со всеми вытекающими из этого требованиями и последствиями, во-вторых, идентификация с кадрами государственной службы – это не простая профессиональная идентификация, а в силу специфики самой профессии государственного служащего сложный психолого-акмеологический процесс, в-третьих, опережающая профессиональная идентификация представляет собой нечто особенное и непривычное для восприятия, так как полновесная достигнутая профессиональная идентичность приходит обычно с определенным опытом пребывания личности в избранной профессии, в четвертых, результатом собственно достигнутой опережающей идентичности являются сформированные в сознании человека представления о его принадлежности к кадрам государственной службы как мечте, причем ожидание стать государственным служащим у человека может и не сбыться.
Во многом углубляют и уточняют понятие идентификации личности исследования собственного «Я-человека» или «Я-концепции», концепции «Я-профессионала», саморефлексии, самооценки, «Эго» личности и другие. Сам процесс идентификации человека в зависимости от целей и задач исследования различными авторами называется по-разному - формирование, конструирование, развитие или трансформация личности. В нашем исследовании для определения процесса опережающей идентификации мы используем понятие формирование, согласно которому формирование опережающей идентичности рассматривается как преобразование, превращение, изменение структуры, функций и глубины идентичности и переход ее на новый уровень, в новое состояние под влиянием различных факторов, причем не только таких, как половые, возрастные, но и социальных факторов, целенаправленных управленческих действий.
Понятие формирования опережающей идентификации применяется по отношению к интенсивному, сущностному из¬менению и конструированию идентификационных структур и функциональных характеристик под целенаправленным влиянием самой личности, социальных субъектов и условий социальной среды, факторов личностно-профессионального и прежде всего акмеологического развития человека.
Опережающая идентификация человека в качестве государственного служащего может быть представлена как процесс достижения личностью преждевременной позитивной идентичности с государственными служащими. Преждевременной ее можно назвать потому, что интенсификация идентификационных процессов позволяет личности достигнуть уровня идентичности с кадрами государственной службы значительно раньше обычного необходимого для этого периода времени. При этом опережающая идентификация государственного служащего до достижения высшего или акмеологического уровня идентичности – уровня опережающей идентичности, интенсивно проходит все традиционные стадии формирования идентичности: мораторий идентичности и диффузную идентичность.
Мораторий идентичности выступает обязательной начальной фазой формирования опережающей идентификации государственного служащего, так как мораторий идентичности прерывает привычное течение идентификационных процессов, типичных для формирования идентичности, соответствующей возрасту и профессии человека. При этом диффузная идентичность при формировании опережающей идентификации государственного служащего также наступает раньше привычных «средне-статистических» сроков.
Но формирование опережающей идентификации государственного служащего может нести определенную психологическую опасность для человека, оно может представлять организацию идентификационных процессов как интерактивных или идущих параллельно с непрерывным процессом идентификации личности и поэтому во многом бутафорских. Другой опасностью при формировании опережающей идентификации личности государственного служащего, которая по своей сути должна являться позитивной, может стать становление псевдопозитивной идентичности. Псевдопозитивной опережающая идентификация государственного служащего может стать при условии подмены целей идентификации, при условии искажения ценностей кадров государственной службы и собственно государственной службы как таковой.
Определенной трудностью формирования опережающей идентичности государственного служащего является присущая идентификационным процессам инерционность. С одной стороны, благодаря инерционности процесса идентификации человек сохраняет еще какое-то время свою идентичность с социальной группой, которую он уже покинул и перешел в другую. Например, человек после государственной службы ушел на пенсию, т.е., перешел из одной социальной группы кадров государственной службы в социальный слой пенсионеров. Но еще какое-то время, иногда очень значительное, он еще по инерции считает себя государственным служащим.
С другой стороны, опережающая идентификация представляет собой преодоление инерции идентификационного процесса, ускоряя переход идентичности государственного служащего на все более высокий уровень. При формировании опережающей идентификации в качестве социально-ориентированного процесса психики важным направлением преодоления инерционности может стать актуализация, пробуждение и использование зафиксированной в памяти социальной информации о государственной службе.
Идентификация как процесс в широком социально-психологическом и акмеологическом смысле представляет собой переструктурирование сложившейся идентификационной структуры и функциональных характеристик и выступает необходимым элементом социализации человека, в котором проявляется влияние всей совокупности факторов личностного социально-профессионального становления.
Процесс идентификации понимается нами как формирование идентичности государственного служащего путем интенсивного или долговременного преобразования идентичности на разных этапах социализации, связанный с влиянием различных социально-психологических факторов. Результатом формирования идентичности является качес¬твенное изменение идентичности личности, приведение информации о государственной службе и кадрах государственной службы в систему, создание механизма формирования и рациональное использование устойчивой информации о стадиях и уровнях достигнутой идентичности, становление идентификационных структур и функциональных связей, помогающих человеку постичь смысл идентификации и повысить возможности идентификации в направлении повышения эффективности своей профессиональной деятельности на государственной службе.
Личностные противоречия могут вылиться в противоречия процесса идентификации, если желания человека не соответствуют его способностям. Другая важная проблема формирования идентичности государственного служащего связана с поиском конкретных механизмов, которые помогают человеку соотнести прошлое, настоящее и будущее профессии, интегрировать различные влияния своих психолого-акмеологических качеств и найти свое место в сложной системе государственной службы. Ситуация радикальных социальных перемен, появление новых общественных идеалов и ценностей все больше актуализирует процесс создания эффективных идентифика¬ционных структур личности.
При этом идентичность государственного служащего может стать результатом двух основных процессов: категоризации и сравнения, последний из которых основан на объединении и различении. Развитие идентичности идет от личностного полюса к социальному, от одного уровня самокатегоризации - к другому. А процесс сравнения позволяет определять, в какой мере идентичность является опережающей. Таким образом, форми¬рование идентичности государственного служащего происходит путем повышения осознанности своей как лич¬ностной, так и социальной идентичности, что помогает человеку осуществить приспособление к различным профессионально-психологическим ситуациям в будущем, регулирует деятельность и поведение в настоящем. К основным методам отнесем подражание или копирование формы, эталонов, стереотипов поведения кадров государственной службы, а также необходимое и осознанное принятие и утверждение идентификационных характеристик с государственными служащими.
Кри¬зис идентичности обычно рассматривается как нарушение устоявшейся ранее внутренней гармонии, например, когда человек как бы не знает, кто он в настоящее время или когда возникает необходимость выбора возможностей для последующей идентификации. При этом при формировании опережающей идентификации государственного служащего кризис идентичности должен происходить даже несколько раньше, чем того требует объективный ход событий по выбору человеком профессии. Более того, такой кризис по своей психологической напряженности, как правило, превышает обычный кризис идентичности.
Сформированная идентичность придает целостность, непрерывность и опреде¬ленность личности, обеспечивает сходство человека с одними людьми или социальными группами и отличия от других. Диалектическое, развивающее воздействие на личность идентичности обеспе¬чивается одновременным протеканием процессов дифференциации и интеграции собственного «Я». Дифферен¬циация проявляется в определенности границ, целостности и независимости личности, признании социальной принадлежности как личностно значимой ценности. Интеграция личностного «Я» проявляется в субъективном объединении себя с другими людь¬ми или социальными группами, что осуществляется не спонтанно, а на основе оценивания и сравнения с другими. В этом смысле опережающую идентичность можно рассматривать в качестве сформированной идентичности государственного служащего по времени несколько раньше, чем обычно.
При проведении исследования мы придерживаемся следующего понимания иден¬тичности. Идентичность человека как государственного служащего представляет собой динамическую индивидуально-личностную характеристику, включающую в себя осознание своей принадлеж¬ности к кадрам государственной службы и в то же время переживание постоянства и изменений своего «Я» и тождественности самому себе, которые конструируются в сознании, в ходе взаимодействия и социального сравнения.
Уточним разницу между понятием идентичности и идентификации. Идентификацию определим как психологический процесс пос¬ледовательной, но ускоренной и интенсивной (в случае опережающей идентификации) концептуализации собственного «Я», опирающийся на социальные и психологические механизмы и ведущий к конкретному состоянию идентичности, определенной в нашем исследовании в качестве опережающей.
Опережающая идентичность личности, понимаемая как тождество с государственным служащим, рассматривается в качестве определенного состояния личности или как результат самоотождествления, зафиксированный в определенный момент несколько ранее обычного времени. Опережающая идентичность представляет собой сложное целостное личностное образование, имеющее сущностную, содержательную, структурную, функциональную и динамическую характеристики.
Под структурой опережающей идентичности следует понимать совокупность, с одной стороны, устойчивых связей между компонентами идентичности, которые обеспечивают ее целостность, а государственному служащему тождественность самому себе, с другой стороны, сумму профессиональных представлений о себе в будущем. Структура опережающей иден¬тичности включает когнитивные и мотивационно-ценностные компоненты, в которых проявляется единство активизирую¬щего, оценочного, смыслового, регулирующего и функционального значения идентичности.
Основная функция структуры опережающей идентичности заключается в обеспечении развития личности и приспособления в будущем к новым социально-профессиональным условиям государственной службы и сохранения личностной определенности. При этом все функции опережающей идентичности государственных служащих многообразны и разноплановы и могут быть разделены или сгруппированы по различным признакам. Представляется целесообразным выделить функции, характеризующие процессы идентификации и сам феномен опережающей идентичности государственного служащего. Отнесем к общим функциям следующие: психологическую, воспитательную, адаптивную, ценностную, ориентационную, регулятивную, нормативную, организационную, управленческую, экономическую, консультативную, интерактивную, эго-защитную, гуманистическую, а к специальным функциям - гносеологическую, эго-развития и ожидания, которые позволяют кадрам государственной службы реально осуществлять профессиональную деятельность на акмеологическом уровне, обеспечивать повышение эффективности государственной службы.
По признаку реальной или достигнутой идентичности человека с кадрами государственной службы мы получаем следующие типы идентификации: опережающая идентификация, адекватная идентификация, запаздывающая идентификация (см. рис.1).

Рис.1
Распределение типов идентификации по уровням достигнутой идентичности личности с кадрами государственной службы
Типы идентичности кадров государственной службы
Опережающая идентификация Адекватная идентификация Запаздывающая идентификация
По уровню своей сформированности опережает среднестатистические характеристики процесса идентификации; может создаваться при условии ее сильной мотивации, осознанной и неосознанной активной включенности в процесс идентификации самого человека, интенсивного самоопределения личности, определенности в формировании «Я-концепции»; сам идентификационный процесс обычно носит программно-целевой акмеологический характер. Соответствует по своим параметрам нормальному ходу процесса идентификации; тесно коррелируется с реальными условиями п 
ФИО: Орестова Василиса Руслановна
Дата защиты: 16.12.2010
ВУЗ: Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации
Специальность: 19.00.13



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru м.Новослободская, ул. Селезневская, д.11А, стр. 2
Тел: +7 (495) 649-89-71
E-mail: info@ceninauku.ru