Мой статус
 Звоните, поставьте перед нами задачу. Докторская диссертация, кандидатская диссертация, срочная публикация статей - в чем мы можем Вам посодействовать? +7 (495) 649 89 71



ПОИСК




Минобрнауки планирует перевести допобразование на подушевое финансирование
2017.04.03
Минобрнауки намерено перевести систему дополнительного образования детей на форму нормативно-подушевого финансирования, рассказала в интервью РИА Новости глава ведомства Ольга Васильева. "На сегодняшний день с целью совершенствования механизмов дополнительного образования мы будем переходить на подушевое ...

Ольга Васильева: вузы станут основой для развития российской Арктики
2017.04.03
Министр образования и науки Ольга Васильева рассказала в интервью РИА Новости о том, какие специалисты сегодня нужны Арктике, где могут появиться новые опорные вузы и когда родившие студентки смогут переводиться на бюджет. Она также поделилась своим отношением к переносу выборов в Российской академии ...

Главная страница / Статьи / Высшая школа России: спустя 5 лет / 

Высшая школа России: спустя 5 лет

Министерство образования и науки РФ разработало проект концепции развития исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах. Рассчитана она прежде всего на ведущие технические вузы страны. К 2015 году у них должен вдвое увеличиться объём заказов на НИОКР и во столько же возрасти выпуск высокотехнологичной продукции. Кроме того, ожидается, что к участию в исследованиях и разработках удастся привлечь не менее 35 процентов профессорско-преподавательского состава, а их среднестатистический индекс возрастёт хотя бы в полтора раза.

Как объясняют авторы документа из Департамента стратегического развития, документ появился в связи с проводимой в стране технологической модернизацией экономики, что «в следующее десятилетие требует подготовки кадров с новыми компетенциями и формирования мощного источника инновационных идей и технологий в системе высшего образования».

В качестве примера предлагается использовать модель глобального исследовательского университета (global research university), которая получила широкое распространение во всём мире и подразумевает, что университеты становятся активными игроками не только в производстве новых знаний, но и в их распространении и использовании.

Движение к модели глобального исследовательского университета происходит не только в странах, где учебные заведения традиционно служили основой национальной исследовательской и инновационной системы (США, Великобритания, Канада), но и там, где научная работа была сосредоточена в академических и отраслевых институтах (Германия, Франция, Финляндия). Начиная с 2009 года на этот путь вступила и российская высшая школа. Сформирована сеть национальных исследовательских университетов, создаются стимулы для развития инновационной и исследовательской деятельности во всех российских вузах.

Авторы концепции подчёркивают, что исследовательская и инновационная деятельность для вузов – не только возможность привлечь дополнительные средства, но и важнейшая самостоятельная задача, без которой невозможно обеспечить качественный образовательный процесс.

Одна из стратегических задач в концепции – развитие сети инновационных, прикладных исследовательских организаций, преимущественно междисциплинарного профиля, способных на новом качественном уровне заменить ослабленную систему отраслевых НИИ. Такие организации должны обеспечить формирование компетенций и трансфер знаний между промышленными корпорациями, научно-производственными объединениями и академической наукой.

В каждом университете должна быть сформирована инновационная инфраструктура.

В органы управления вуза необходимо включить представителей академической науки и бизнеса с внятными полномочиями.

Российские вузы должны найти пути построения взаимовыгодных связей с наукой и индустрией, адекватные рыночной экономике. Университетам следует усилить акцент на инновации в системе «вуз – предприятие», а не на подготовку кадров для компаний-партнёров.

Чтобы развивать междисциплинарные исследования в вузах, необходимо укрупнять университетские структуры, а не усиливать специализацию и фрагментацию. В основе программ развития вузов должна лежать внешняя (в том числе международная) экспертиза научно-исследовательской работы и образовательных программ, участие в системе международной стандартизации и сертификации качества управления.

Если раньше серьёзные научные исследования и разработки были прерогативой узкой группы талантливых учёных из числа профессорско-преподавательского состава и некоторых аспирантов, то сейчас они должны стать реальной частью работы всех преподавателей.

Те профессора, которые не занимаются исследовательской работой и не имеют опыта участия в реальных производственных процессах, не начнут проводить передовые исследования, даже если им платить большую зарплату. Поэтому в основу кадровой политики необходимо положить принципы целевой поддержки наиболее продуктивно работающих учёных. Это следует делать в том числе с помощью новой системы оплаты труда, предполагающей более значительную дифференциацию зарплаты.

Необходимо преодолеть традицию «инбридинга» – привлечения на работу собственных выпускников.

Такую практику следует применять только в том случае, если выпускники получили опыт работы или степень в другом учебном заведении, научном центре или на предприятии.

Ведущие исследовательские университеты должны выйти на международный кадровый рынок учёных, вовлекая в свою работу лучших мировых специалистов. Особая роль должна быть отведена обновлению практики научного руководства, координации курсовых работ студентов.

Кардинально должна измениться аспирантура. Вслед за европейскими университетами и в интеграции с ними российские вузы нуждаются в создании современных центров подготовки высококвалифицированных специалистов, формировании нового поколения учёных, передаче лучших академических традиций и поддержании научной этики.

В нынешних условиях становится бессмысленно учить детализированным производственным технологиям, постоянное обновление которых делает малоэффективным целый ряд традиционных дисциплин профессионального цикла. В связи с этим возрастает роль участия студентов в прикладных исследованиях.

Авторы концепции определяют несколько заметных изменений в среднесрочной перспективе (до 2015 года):

1. Удвоение объёма заказов вузам (включая малые инновационные предприятия) на НИОКР со стороны реального сектора экономики;

2. Удвоение объёма высокотехнологичной продукции, выпускаемой малыми предприятиями вузов;

3. Обеспечение возможности стажировок в других вузах для 25 процентов студентов;

Особые требования предъявляются к 50 ведущим вузам страны (НИУ, ФУ):

- практика студентов проводится на предприятиях или научных организациях;

- не менее 35 процентов профессорско-преподавательского состава участвуют в заказных НИОКР и работают в высокотехнологичных компаниях;

- действует управляющий совет, 2/3 состава которого – представители работодателей местных и региональных администраций. У каждого совета есть ясные полномочия по влиянию на кадровую, финансовую и инвестиционную политику вуза;

- среднестатистический индекс цитируемости профессорско-преподавательского состава вырос в 1,5 раза;

- реализуются договора с зарубежными партнёрами по осуществлению образовательных программ или проведению исследований.

Развитие исследовательской и инновационной деятельности в вузах не может стать результатом административного давления, считают в Минобрнауки.

Следует ориентироваться на формирование системы стимулов для этой деятельности. Среди них:

1. Закон, позволяющий создавать малые инновационные предприятия при вузах (от 2 августа 2009 года, № 217). Уже открыто более 500 таких предприятий;

2. Конкурс на поддержку программ развития национальных исследовательских университетов;

3. По поручению президента РФ ведётся работа по подготовке программ инновационного развития компаний с госучастием (акционерных обществ, госкорпораций и федеральных государственных унитарных предприятий), предполагающих сотрудничество с российскими вузами по исполнению корпоративных планов НИОКР;

4. Механизмы оформления технологических платформ как площадок коммуникации образовательных, производственных и научных секторов экономики;

5. Дополнительные средства господдержки для развития современных исследовательских, инновационных компетенций вузов выделены правительством России в рамках постановлений №№ 218-220;

6. Дополнительные возможности развития инициатив вузов в прикладной исследовательской деятельности предоставляются в рамках работ по реализации приоритетных направлений, определённых Комиссией по модернизации и технологическому развитию экономики России;

7. В Минобрнауки создан Департамент стратегического развития, важнейшей задачей которого является поддержка развития исследовательской и инновационной деятельности вузов.

 


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru м.Новослободская, ул. Селезневская, д.11А, стр. 2
Тел: +7 (495) 649-89-71
E-mail: info@ceninauku.ru