Мой статус
 Звоните, поставьте перед нами задачу. Докторская диссертация, кандидатская диссертация, срочная публикация статей - в чем мы можем Вам посодействовать? +7 (495) 649 89 71



ПОИСК




Минобрнауки планирует перевести допобразование на подушевое финансирование
2017.04.03
Минобрнауки намерено перевести систему дополнительного образования детей на форму нормативно-подушевого финансирования, рассказала в интервью РИА Новости глава ведомства Ольга Васильева. "На сегодняшний день с целью совершенствования механизмов дополнительного образования мы будем переходить на подушевое ...

Ольга Васильева: вузы станут основой для развития российской Арктики
2017.04.03
Министр образования и науки Ольга Васильева рассказала в интервью РИА Новости о том, какие специалисты сегодня нужны Арктике, где могут появиться новые опорные вузы и когда родившие студентки смогут переводиться на бюджет. Она также поделилась своим отношением к переносу выборов в Российской академии ...

Главная страница / Статьи / Не всякий диплом даёт европейскую зарплату / 

Не всякий диплом даёт европейскую зарплату

Авторы: Владимир Оноприенко (Россия), Леонид Купрейчик (Бельгия), Нурлан Нуркенов (Республика Казахстан).





Выпускники российских высших учебных заведений обладают завышенной амбициозностью. Таковы первичные данные опроса, проводимого аналитическим центром «Эксперт» среди работодателей. (См.: Работодатели недовольнывыпускникамироссийскихвузов30.08.2004 15:17 | РБК). По словам директора центра Андрея Шмарова, излишняя амбициозность вызывает определенные трудности при адаптации молодых специалистов в крупных компаниях. Несмотря на то, что проведение опроса еще не закончено, уже сейчас можно сделать следующие выводы: у выпускников вузов отсутствует навык общения с работодателями, отсутствует коммуникативность и умение представить себя; российские выпускники не умеют говорить с профессионалом на одном языке, отметил эксперт, выступая на заседании бизнес-педсовета «Деловой России». Опрос также показал, что российские бизнес-структуры требуют от молодых специалистов знания в области IT-технологий. Кроме того, по словам А. Шмарова, в российских вузах наблюдается переизбыток преподавателей, которые, обладая сильной теоретической базой, не владеют практическими навыками, а значит не в состоянии подготовить профессионалов. По его мнению, необходимо более тесное сотрудничество между вузами РФ и крупными компаниями, как это принято в Европе.

Экономической эффективностью получения образования принято называть увеличение доходов индивида при повышении его образовательного уровня с учетом понесенных им затрат на обучение. Теоретическое обоснование и основы расчетов экономической эффективности образования были сформулированы еще в 60-е годы разработчиками т.н. теории человеческого капитала. Согласно этой теории, расчеты отдачи затрат на получение различных уровней образования, например, высшего, осуществляется путем сопоставления пожизненных заработков лица, имеющего высшее образование, с пожизненными заработками лица, имеющего среднее образование. Разность заработков является результатом сделанных вложений в высшее образование. Из полученной разницы вычитается стоимость приобретения высшего образования. Получившееся значение представляет собой приведенную величину чистого дохода от высшего образования, полученную за весь трудоспособный период жизни человека. С учетом абсолютной величины чистого дохода и времени его получения норма прибыли на высшее образование рассчитывается путем следующего уравнения:

N

[S (Et - Ct)] / (1 + r)t = 0 ,

t=n

где t – возраст человека;

Et – прирост заработной платы человека после получения высшего образования в возрасте t;

Ct – издержки получения высшего образования человека в возрасте t;

n – возраст, в котором индивидуум начал учиться в высшем учебном заведении (колледже);

N – возраст, в котором человек прекращает свою трудовую деятельность, уходя на пенсию (65 лет);

r – норма прибыли на высшее образование.

В приближенном виде данный показатель можно рассчитать следующим образом:

r = (Дв – Дс) / Со ,

где Дв – пожизненные заработки лиц с высшим образованием;

Дс – пожизненные заработки лиц со средним образованием;

Со – сумма затрат на высшее образование[1].

Показатель внутренней нормы отдачи показывает степень окупаемости инвестиций в человека, по аналогии того, как норма прибыли выражает степень рентабельности вложений в физический капитал.

Нынешнее поколение молодежи – самое образованное в истории человечества, утверждают эксперты ООН во «Всемирном докладе по проблемам молодежи». (Правда, наличие образования вовсе не означает, что молодежь с легкостью находит свое место во взрослой жизни, – уровень безработицы среди молодых увеличился с 11,7% в 1993 году до «беспрецедентно высокого уровня» – 14,4% в 2003-м. А 45% молодежи живут на два доллара в день».

Между тем, в настоящее время в развитых странах с рыночной экономикой не подвергается сомнению экономическая эффективность получения образования. Подтверждением тому служат данные статистики, например по США.

Таблица 1

Среднегодовые доходы американцев, имеющих различный уровень

образования (1999 год)[2]



Уровень образования

Среднегодовой доход, долл. США



Мужчины

Женщины



Менее 9 классов

13438

8238



От 9 до 12 классов (без диплома)

17707

9625



Выпускник средней школы

27240

14695



Выпускник колледжа

32724

19665



Диплом ассистента

36632

21959



Диплом бакалавра или выше

52240

31642



Диплом бакалавра

47325

28594



Диплом магистра

58933

39744



Диплом специалиста

81934

45510



Докторская степень

70452

46499


В табл. 1 отчетливо просматривается тенденция увеличения заработков американцев с увеличением их образовательного уровня. Так, специалист с высшим образованием, имеющий степень бакалавра или выше, в среднем получает заработную плату почти в 2 раза большую, нежели выпускник средней школы, или в 1,5 раза большую, чем выпускник колледжа.

Подобную зависимость между уровнем образования и заработками удалось обнаружить и для россиян. Например, анализируя данные ежегодного обследования RLMS за 2001 год, было выявлено, что рост заработной платы наблюдается при переходе от неполного общего среднего образования к полному, а затем – к среднему специальному, и далее – к высшему и послевузовскому (табл. 2).

Таблица 2

Среднемесячная заработная плата россиян на основном месте работы, имеющих различный уровень образования, 2001 год[3]



Уровень образования

Среднемесячная заработная плата на основном месте работы, руб.



Всего

Мужчины

Женщины



Неполное среднее

2133

2410

1677



Общее среднее

2723

3690

1697



Среднее профессиональное (ПТУ, техникум)[4]

2701

3522

2098



Высшее

3817

4971

2999



Ученая степень

3933

4668

3019


Тенденция роста заработков населения России, при возрастании уровня их образования, наблюдается не только при анализе обобщенных данных по стране, но и при рассмотрении отдельных регионов. Так, в таблице 3, несмотря на существующие региональные различия в уровнях оплаты труда, прослеживается рост заработной платы в зависимости от уровня образования.

Таблица 3

Среднемесячная заработная плата на основном месте работы в зависимости от уровня образования, гг. Санкт-Петербург и Вязники Владимирской области, 2001 год[5]



Уровень образования

Среднемесячная заработная плата на основной работе, руб.



г. Санкт-Петербург

г. Вязники Владимирской обл.



Всего

Мужчины

Женщины

Всего

Мужчины

Женщины



Неполное среднее

2298

2926

1567

1011

1242

637



Общее среднее

2965

4032

1974

1104

1577

785



ПТУ без ср. обр.

3225

3600

2475

753

752

753



ПТУ со ср. обр.

3424

3906

2921

1106

1264

876



Среднее спец.

3911

5846

2700

1259

1594

1030



Высшее

5240

7501

3672

1831

1902

1794


Доклад ООН отмечает, что число студентов вузов возросло с 69 миллионов в 1990 году до 88 миллионов в 1997 году, причем самый значительный прирост приходится на развивающиеся страны. СНГ не стало исключением. В исследовании Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН тмечается, что в большинстве стран бывшего СССР число студентов вузов в расчете на 10 тысяч населения в последние годы существенно возросло. По этому показателю многие страны Содружества нередко опережают даже экономически развитые страны Европы, США или Японию. К примеру, число лиц, принятых на обучение в вузы в 2001 году, по сравнению с предыдущим годом увеличилось в Молдавии на треть, в Таджикистане почти на четверть, в Армении – на 18%, в Белоруссии, Грузии, Казахстане, России и Украине – на 10-15%, в Азербайджане и Киргизии – на 2% и 1% соответственно. При этом в начале века вузы «побили» по количеству выпускников заведения среднего профессионального образования. В 1996 году во всех странах, кроме Азербайджана и Грузии, вузами было выпущено специалистов меньше, чем средними учебными заведениями. Но в 2001 году это соотношение изменилось. В Казахстане на 100 выпускников средних специальных учебных заведений приходится 148 выпускников высших (в 1996 году – 75), в Киргизии – 268 (в 1996 году – 78), в Молдавии – 189 (120), на Украине – 212 (77).

Но высшее образование вовсе не гарантирует «место во взрослой жизни». Согласно докладу ООН уровень безработицы среди молодежи во всем мире увеличился с 11,7% в 1993 году до «беспрецедентно высокого уровня» – 14,4% (88 миллионов человек) в 2003 году. Как передает РИА «Новости», в настоящее время почти 209 миллионов молодых людей, или 18% от общей численности этой возрастной категории, живут менее чем на 1 доллар в день, а 515 миллионов (45%) – менее чем на 2 доллара в сутки.

В США общественная норма отдачи ежегодно исчисляется с 1939 года, а частная норма отдачи – с 1970 года. В 60-70-е годы нормы отдачи в высшее образование в большинстве развитых стран сохраняли стабильность и находились примерно на уровне 10-15%. С середины 70-х годов произошло их снижение до 5-8% и оставалось на данном уровне в 80-е годы. С конца 80-х годов и до начала 90-х нормы отдачи несколько повысились и располагались в интервале 7-15%, в то время как средняя норма прибыли физического капитала составляла порядка 4-8%. Только в американской статистике регулярно публикуются данные по доходам и образованию населения, на основе которых можно рассчитать нормы отдачи. По другим странам их возможно рассчитать только по выборочным исследованиям, что снижает точность исследований.

Данных подобного рода по России практически не существует. Заместитель директора Центра трудовых исследований ГУ ВШЭ Ростислав Капелюшников однажды в интервью на радио «Эхо Москвы» 11 октября 2001 г. сказал, что отдача человеческого капитала в России в дореформенный период была почти нулевой, а сейчас отдача на высшее образование находится примерно на том же уровне, что и в западных странах и составляет 6%.

Различают экономический эффект от получения образования как личный (рост доходов индивида с повышением его уровня образования), так и общественный (экономический рост страны или регионов, рост общей производительности труда с ростом образовательного уровня населения).

По методике расчета, предложенной Русланом Коротковым (старший научный сотрудник ИЭ РАН, к.э.н.), отдачу от высшего образования в России и за рубежом нужно оценивать, используя упрощенную формулу:

r = (Дв – Дс) / Св-С0 ,

где Дв – пожизненные заработки лиц с высшим образованием;

Дс – пожизненные заработки лиц со средним образованием;

Св – сумма затрат на высшее образование;

С0 – сумма затрат на среднее (среднее специальное) образование.

Или

r = (Дв год – Дс год) * N / (Св год - С0 год ) * n ,

где Дв год и Дс год - годовые заработки лиц с высшим и средним образованием;

Св год и С0 год - годовые затраты на высшее и среднее образование;

N – число лет трудоспособной жизни после окончания вуза (примем равным 35 годам);

n – число лет обучения в вузе (примем равным 5 годам).

Были рассчитаны нормы отдачи от высшего образования как относительно общего среднего образования, так и относительно среднего специального образования. Расчеты были сделаны для США и России, для чего была использована статистика OECD, официальная американская статистика, данные голландской статистики, а также данные RLMS.

На рис. 2 и 3 наглядно продемонстрированы исходные данные для расчета норм отдачи: затраты на высшее образование на 1 студента, так и уровни средней заработной платы для населения с различным образованием сильно разнятся для США и России.



Рис. 2. Годовые расходы на высшее образование на одного студента в США и России, 2001 г.



Рис. 3. Средняя годовая заработная плата по уровню образования и по полу в США в 1999 г. и России в 2001 г.

В результате расчетов были получены следующие результаты.

В 1998-99 гг. в США норма отдачи от высшего образования относительно среднего специального для мужчин составила от 6,90 (по данным статистики OECD о затратах на обучение на одного студента) до 7,59 (по голландским данным о затратах на обучение на одного студента). Тот же показатель для женщин составил от 4,23 до 4,66.

Норма отдачи от высшего образования в США относительно общего среднего для мужчин составила от 8,84 до 9,72, а для женщин – от 5,99 до 6,60.

В 2002 г. в России норма отдачи от высшего образования относительно среднего специального составила 3,35, а относительно общего среднего – 3,28. При этом для мужчин эти показатели составили, соответственно, 4,35 и 3,84, а для женщин – 2,70 и 3,91.



Рис. 4. Нормы отдачи от высшего образования относительно общего среднего и среднего специального в США и России, 2001 г.

Следует обратить внимание на то, что полученные данные о нормах отдачи от высшего образования в США приблизительно совпадают с оценками, которые можно встретить в литературе, а результаты расчетов для России оказываются значительно меньшими по сравнению с заявленными отдельными экспертами.

Подводя итог расчетам, можно сделать вывод о том, что экономическая отдача от высшего образования в России в среднем в два раза ниже, чем в США. Однако, возникает вопрос, можно ли в таком случае говорить о вообще низкой эффективности отечественной системы высшего профессионального образования или даже об отсутствии ее эффективности как таковой, о чем немало сейчас говорится в научной литературе и прессе. Российскому бизнесу нужны специалисты западного стандарта, подчеркнул глава центра «Эксперт». Здесь в России не решена главная проблема – это признание зарубежных дипломов. Если говорить о сути, то такое признание сводится к оценке основных двух критериев, разработанных ЮНЕСКО и Советом Европы:

1. установление эквивалентности периодов университетского образования (сколько потрачено времени на учебу для получения соответствующей квалификации);

2. академическое признание университетских квалификаций (например, психолог – это врач-психиатр, т.е. специалист, имеющий естественно-научное, а не гуманитарное (как у нас в России, да и в странах бывшего СНГ) образование).

И речь идёт не столько даже о стремлении целого ряда стран оградить себя от некачественно подготовленных специалистов, а, сколько о защите своего рынка труда через государственное ограничение миграции рабочей силы, что вполне понятно в условиях 10-20% безработицы во многих странах Европы.

Практически во всех странах европейского региона работодатель несет полную материальную ответственность за принятого на работу иностранца и осуществляет платежи в Министерство Труда и Занятости. В силу вышеуказанных причин потеряли смысл понятия «эквивалентности дипломов» и «эквивалентности систем образования», в терминах которых были сформулированы почти все прежние (до 1992 г.) общеевропейские соглашения.

Теперь на повестку дня вышло понятие «признание» – дипломов, квалификаций, степеней, программ или периодов обучения, и соответственно, возникает проблема выработки в рамках Единой Конвенции Совета Европы и ЮНЕСКО официальных международных правил и механизмов по признанию квалификации (промежуточных, итоговых, частичного обучения и т.п.) в области высшего образования и последипломного образования.

Сложность признания обусловлена ещё и тем, что каждая европейская страна имеет свой образовательный и аттестационный стандарт. Ученая степень в Австрии называется Doktorat (без уточнения специальности). В Испании – Doctor. Во Франции (с 2005 г.) – LMD. А в англоязычных странах – PhD.

В регион Европы ЮНЕСКО до недавнего времени входило 49 стран, включая США, Канаду, Израиль. За последние пять лет, существенно возросло число новых стран-членов Совета Европы за счет принятых государств бывшего СССР. При этом системы образования ряда вновь принятых стран не были в достаточной мере известны в странах Западной Европы. Поэтому, формируя сейчас единое европейское сообщество, в Европе опасаются усиления миграционных процессов (в силу утраты визового режима для вновь вошедших стран).

Болонская Конвенция (последняя) еще больше сузила рамки признания, отменив признание ученой степени доктора наук (для России), таким образом, уравняв кандидата наук и доктора наук.

Министерства образования стран Европы после подписания Болонской Конвенции на своих официальных сайтах приводят подробные разъяснения в отношении вопросов признания, и эти разъяснения неутешительны. Так, Министерство Образования Франции официально заявляет буквально следующее:

Reconnaissance des diplômes étrangers
Il n’existe pas de principe juridique d’équivalence entre les titres et les diplômes obtenus à l’étranger et les diplômes français délivrés par le Ministère de l’éducation nationale, de l’enseignement supérieur et de la recherche. – Не существует юридического принципа эквивалентности между учеными степенями и дипломами, полученными за границей и французскими дипломами, выданными Министерством образования и науки.

Т.е. Франция даже речь не ведет об установлении эквивалентности. Поэтому даже обладателю ученой степени Йельского университета ничего не «светит» во Франции (что справедливо и наоборот). Министерство образования Франции переадресует иностранца на сайт признания дипломов CIEP: общая информация для ознакомления с Европейскими Конвенциями в области образования. Суть всего сводится к следующему – практически ни одна страна мира, в случае полного признания, не выдает свой диплом, эквивалентный диплому иностранной страны. Т.е. в случае признания во Франции диплома PhD ученого-иностранца, он не получит диплом LMD, а получит государственный документ о соответствии его научного и/или профессионального уровня (в приведенном случае, PhD) уровню LMD. Такой документ во Франции носит название Validation des Acquis de l’expérience (VAE), англоязычных странах – выдают Credential Evaluation Certificate (CEC). Далее иностранца отправляют в аттестационную комиссию по отраслям науки. Обратите внимание, что отраслей науки у них не так много, как у нас. Вот тут-то и начинают работать Европейские Конвенции в области образования. В случае позитивного признания – максимум получаем бумагу VAE или CEC.

В гораздо более выигрышном положении оказываются обладатели дипломов Международной докторантуры WUDSES – поскольку у них на руках и документ российского образца (кандидат наук) и международного диплома PhD (без указания специальности). В этом реализован очень мудрый подход Академика Евреинова, поскольку отсутствуют специальности в международном дипломе PhD – именно этот диплом является приоритетным мировым эталоном (а не VAE или CEC) и сам по себе выступает в «роли» Validation des Acquis de l’expérience или Credential Evaluation Certificate. А вот отрасль науки раскрывается в дипломе кандидата/доктора конкретных специализаций российского образца (экономика, юриспруденция,психология, медицина, геология и т.п.)

Кроме того, разработка высших стандартов и программ защиты и присуждения дополнительной учёной степени Grand PhD позволяет преодолеть существующие ограничения Болонской Конвенции и подтвердить более высокий статус международного доктора наук в форме diploma GrandPhD.

Право присуждения Grand PhD существует только в системе Глобальная Система Образования – ГСО через утверждение Устава Европейской Академии не физическими лицами, а Министерством Юстиции Бельгии. Именно по этой причине многие выдающиеся российские учёные получают Grand PhD. Именно по этой причине в системе ГСО защищаются американцы, французы, немцы, испанцы и т.д. Более полная информация изложена на сайте http://www.bridgeworld.org/ в разделах:
•OUTSTANDING RESEARCHERS & PROFESSORS - выдающиеся ученые и профессора
•Register – международный реестр учёных степеней и званий
•Documents – королевский указ о создании E.A.I. , заверенный Министром Юстиции Бельгии
•Manifesto – манифесты стран, в которых открыты отделения по подготовке PhD и Grand PhD

Всё сказанное выше относится к системе государственного признания.

Что касается признания диплома конкретным зарубежным ВУЗом – прежде всего, необходимо задаться следующим вопросом:Ученый собирается там работать без приглашения со стороны иностранного ВУЗа? Если да, тогда ему следует апостилировать российские дипломы и вместе с дипломами PhD/Grand PhD, списком научных публикаций и C.V. направить запрос в этот ВУЗ на рассмотрение о трудоустройстве. Что будет дальше – зависит от заинтересованности ВУЗа в учёном. Следует учесть, что ВУЗ должен будет платить за трудоустройство иностранца Министерству Труда и Занятости, поскольку, в данном случае, он способствует миграции рабочей силы. При инициативе (заинтересованности) самого ВУЗа в конкретном учёном, речь уже не идёт о признании (ВУЗ и так признает «учёность» этого учёного). ВУЗ сам организует вызов, включает в план занятий и т.д и т.п. и берет на себя все расходы, связанные с трудоустройством специалиста.

Пророческим кажется высказывание Министра Образования и науки РФ Андрея Фурсенко – На сегодня образование является частью экономики и, если «разумным образом не выстроить систему образования, существует опасность того, что она будет отодвинута другими системами на второй план».(См.: Работодатели недовольны выпускниками российских вузов 30.08.2004 15:17 | РБК).

--------------------------------------------------------------------------------

[1] Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. – СПб.: Наука, 1999, с. 248.

[2] Statistical Abstract of the United States…: The nat. data book / U.S. Bureau of the Census, 2001, p. 440.

[3] Рассчитано по данным 10 волны RLMS на октябрь 2001 г. (4136 респондентов). Данные предоставлены М.С. Токсонбаевой.

[4] Зарплата окончивших техникум на 20-25% выше, чем у окончивших ПТУ.

[5] Рассчитано по данным опроса, проведенного ИСЭПН РАН в 2001 г. (1782 респондента). Данные предоставлены М.С. Токсонбаевой.

[6] Добрынин А.И., Дятлов С.А. Человеческий капитал России: проблемы эффективного использования//Новые приоритеты в реформировании экономики России: Сб. науч. тр./Санкт-Петерб. гос. инж.-экон. акад.; Редкол.: Критский М.М. и др. – СПб, 1996, с. 14.
 


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru м.Новослободская, ул. Селезневская, д.11А, стр. 2
Тел: +7 (495) 649-89-71
E-mail: info@ceninauku.ru