Мой статус
 Звоните, поставьте перед нами задачу. Докторская диссертация, кандидатская диссертация, срочная публикация статей - в чем мы можем Вам посодействовать? +7 (495) 649 89 71



ПОИСК




Глава Минобрнауки сообщила о планах по повышению стипендий аспирантов
2017.09.18
В настоящее время минимальный размер аспирантских стипендий по техническим направлениям составляет 7 тыс. рублей, по иным - 3 тыс. рублей. Размер стипендий российских аспирантов планируется увеличить. Об этом заявила в четверг глава Минобрнауки Ольга Васильева на встрече со студентами ДВФУ в рамках Восточного ...

МГУ поднялся в списке лучших вузов мира по гуманитарным наукам на 15 пунктов
2017.09.18
МГУ имени М. В. Ломоносова занял 51-е место в списке лучших вузов мира по специальности "Искусство и гуманитарные науки" по версии предметного рейтинга Times Higher Education. Об этом в среду сообщили в пресс-службе вуза. "Московский университет улучшил свои показатели на 15 пунктов по сравнению с предыдущим ...

Главная страница / Статьи / Соколинский В.М., Соколинская Т.В. Экономическое образование в век информации: психологическая информация  / 

Соколинский В.М., Соколинская Т.В. Экономическое образование в век информации: психологическая информация

Д.э.н., проф. Соколинский Вадим Михайлович,
Москва, Институт экономики
и социальных отношений,
sovm@yandex.ru
Доц. Соколинская Тамара Васильевна
Москва, Государственный университет
– Высшая школа экономики
tvsokol2008@yandex.ru

Опубликовано в журнале.:
«Психология в экономике и управлении». 2009, № 2.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВЕК
ИНФОРМАЦИИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
СОСТАВЛЯЮЩАЯ

1. Современная информационная экспансия:
позитивы и сбои
Современное общество приобрело в последние десятилетия статус информационного. В немалой степени именно поэтому сложилось такое явление, как глобализация. Новое качественное состояние проявило двойственную природу: заметные успехи в научно-техническом, потре-бительском мире сопровождаются немалыми проблемами в экономиче-ской, социальной и психологической жизни. Рассмотрим эту противоре-чивую ситуацию на примере одного из блоков общественной жизни – экономического образования.
С экономической точки зрения главным, господствующим благом, создаваемым сегодня человечеством, стала информация. Последняя представляет собою систему сведений, знаний, сообщений. Уже по своей природе информация создается для передачи от одного (или ряда) субъектов – другому (или другим) субъектам. В современном мире оп-ределились господствующие инструменты перенесения, доставки (т.е. распространения) информации. Ими стали СМИ и Интернет.
Широкий спектр существующих в народном хозяйстве отраслей и подотраслей приводит к тому, что информация – как обобщенная мате-рия – также приобретает в разных узлах экономики свою, специфиче-скую форму. Условно можно было бы выделить несколько относительно самостоятельных видов данного блага (схема 1).

Схема 1
ИНФОРМАЦИЯ: содержание и движение в пространстве
Виды
информации Научно-техническая
(в т.ч. военная)
 Образовательная (в рамках системы обуче-ния)
 Производственная (в рамках сферы созда-ния благ, а также систем по их уничтоже-нию)

Гуманитарная  Образовательная (в рамках системы обуче-ния)
 Политическая (в рамках воздействия со стороны партий и групповых общественных сил)
 Развлекательная (в рамках сферы культу-ры):
­ система классической культуры;
­ система массовой культуры
Экономическая  Образовательная (система обучения)
 Управленческая
 Информация в системе рекламы
Бытовая Имеющая прикладной характер (реализуемая в условиях домашнего хозяйства)
Методы
передачи
информации СМИ Канал передачи информации, приобретающий все более мощное значение в современную эпоху (в значительной мере – благодаря пси-хологическим обстоятельствам). При внешней возможности добровольного выбора у потре-бителя - средство влияния на массовую ауди-торию
Интернет Канал постоянно растущих возможностей по передачи информации для индивидуала. При внешней возможности добровольного выбора у потребителя - средство все более активного влияния на него
Система образова-ния Растущее количество учебной литературы, ре-сурсов Интернета многократно усиливает по-ток информации
Система общения в рамках домашнего хозяйства и регио-нального простран-ства Традиционный метод передачи информации и ее обсуждения
Виды воздей-ствия инфор-мации на чело-века Воздействие на соз-нание  На индивидуальном уровне (например, при работе читателя в библиотеке)
 На коллективном (групповом) уровне (на-пример, на лекции в вузе)
Воздействие на подсознание  На индивидуальном уровне (например, при просмотре фильма)
 На коллективном (групповом) уровне (на-пример, в условиях пребывания в толпе, на массовом поп-концерте, на стадионе во время спортивных состязаний)

Обратимся теперь к особенностям подачи информации в сфере эко-номического образования
Одним из заметных примеров информационных перемен в этой сфере прослеживается в учебной литературе по экономической теории. Ха-рактерной чертой изданий «Экономикс», «Макроэкономика», «Микро-экономика» стало проявление двух обстоятельств:
1) Ориентация издательств на подачу материала в разнообразном, многоаспектном виде. Страницы современного учебника все больше напоминают интернетовские сайты. Практически каждая страница наполнена несколькими блоками информации. Для сравнения напомним, что текст учебников 60-70-х гг. был очень простым по своей композиции. Рост насыщенности текста связан с аспектами растущей конкуренции на книжном рынке. Стремление привлечь покупателей побуждает авторов и издательства к интенсивному ис-пользованию зрительных образов, символов. Материал приобретает некий файловый вид.
2) Внедрение «вольного стиля» в структурное изложение работы (т.е. в последовательность разделов, глав, отдельных блоков каждой главы).
Феномен использования «полной свободы» в структурном построе-нии научной и учебной литературы практически никем, к сожалению, не анализируется. Не приводят пояснений и сами авторы учебников. Во введении дается лишь краткое перечисление разделов, затронутых в учебнике, и ряд благодарностей тем коллегам, кто помогал при обсуж-дении готовящейся к изданию работы. По сути, в современных изданиях «экономикс» реализуется принцип: «читай и помни!» Общепризнанной нормой стало отсутствие установок на логику в расположении материа-ла.
Для объяснения сложившегося парадокса (связанного с полным молчанием авторов относительно выбираемой последовательности раз-делов, глав) попробуем привести ряд рассуждений.
 Прежде всего, следует учитывать, что каждый автор «позицио-нирует себя» как оригинальную, творческую личность. Вполне понятно, что привнести нечто новое в теорию как таковую на современном этапе уже далеко не просто. Показать же себя как автора, оригинально мыслящего, имеющего иные подходы по сравнению с другими авторами, намного легче с помощью не-традиционно выстроенной структуры своего учебника (согласно же законам массовой культуры «нетрадиционно» означает «ало-гично»).
 В феномене разнопорядкового построения учебников «эконо-микс» у разных авторов отражается еще один фактор. Он связан с тем, что современная экономическая теория в значительной мере перешла на язык функционального, а не причинно-следственного анализа. Жесткость зависимостей отдельных блоков информации друг от друга исчезла (схема 2).
Схема 2
СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: методы подачи информации
Через опору на причинно-следственные (каузальные) формы
взаимозависи-мостей явлений, процессов, об-стоятельств
Нахождение и обозначение четко определенных причинно-следственных зависимостей между экономическими явлениями или обстоятельствами. Экономическая теория, развиваясь вплоть до начала ХХ в. в форме классической политической эко-номии, ориентировалась на использование этого метода.
Пример: изложение зависимости между развитием техниче-ского прогресса, углублением разделения труда, ростом его производительности и, в итоге, - повышением объемов произ-водимого ВВП
Графический образ каузальных связей:

Преимущественная сфера использования: политическая эконо-мия
Через опору на функцио-нальные
формы
взаимозависи-мостей явлений, процессов, об-стоятельств

Нахождение и обозначение определенных взаимозависимостей между экономическими явлениями, обстоятельствами. Объекты исследования могут менять свой статус причины или следствия
Введение функционального метода было связано с маржиналь-ной революцией на рубеже XIX- XX вв. и активным внедрением математического аппарата в экономические исследования
Пример: изложение функциональной, взаимной зависимости между процессами инфляции и безработицы (график «кривой Филлипса»)
Графический образ функциональных связей:

Преимущественная сфера использования: экономикс

 Уместно, в связи со сказанным отметить и саму общую тенден-цию в развитии экономической науки. В настоящее время про-является стремление найти точки соприкосновения совершенно различных концепций. Например, в рамках институционального подхода рядом западных экономистов разрабатывается методо-логия использования эволюционной теории Ч.Дарвина приме-нительно к экономической жизни. Отмеченные варианты науч-ных подходов также свидетельствуют о более свободном (без жестких иерархических связей) подходе к анализу взаимодейст-вующих факторов и обстоятельств.
 Определенную роль сыграло и внедрение в жизнь общества сис-темы Интернета (которая изначально построена на том, чтобы в одну и ту же точку можно было бы передавать информацию по самым различным, параллельно идущим каналам).
 Сказывается и то, что нынешняя система образования становится все более прагматичной (что удобно для тех корпорационных структур, которые ее финансируют). Целевая задача образования все больше концентрируется на подготовке узких специалистов, а не «мыслителей». Еще один важный аспект заключается в том, что университеты в современном западном мире нацелены на формирование не только специалистов, но и «образованных, динамично настроенных потребителей».
Резюмируя сказанное, отметим: информационная экономика при-несла огромные плюсы в развитие системы экономического образования. Однако издержки этих плюсов связаны с тем, что информационный взрыв в преобладающей степени связан с целевой установкой ведущей силы общества – корпораций. Их задача – постоянное стимулирование склонности населения к потреблению, к постоянной смене желаний и предпочтений. Среднестатистического потребителя, являющегося по своей исходной природе консерватором, корпорационная обработка на уровне подсознания умеет делать сторонником новизны в потреблении. И осуществляется это не только за счет все более «всепроникающей» рекламы, но и путем разворота всей пропагандистской системы в сторону далекой от ретроградства и консервативных установок молодежи.
Стартовавший в 2007 г. мировой экономический сбой показал: есте-ственная для рыночных корпораций жажда к экспансии должна иметь определенные границы. Изучение рациональных (предельных) границ потребления в развитом мире, нахождение методов разумного сдерживания чрезмерных запросов сильных мира сего – все эти аспекты было бы уместно представить предметом изучения экономической тео-рии и социально-психологическими наук.

2. Экономическое образование в условиях
информационного давления: задачи педагогов

Противоречивое воздействие информационного потока на общество, в частности, на систему высшего образования, ставит перед работниками вузов новые задачи. Они прослеживаются по двум направлениям. Прежде всего, необходимо усиление акцента на рациональные принци-пы в подготовке экономистов. Во-вторых, требуется поиск эффектив-ных форм обучения, подталкивающих студентов к самостоятельному анализу (не предопределенному пропагандистской стратегией корпора-ций). Рассмотрим оба направления подробнее.
К числу разумных принципов отнесем ряд установок в педагогиче-ской деятельности:
1. Современных студентов необходимо обучать не системе ме-ханического запоминания (на чем, в частности, построен ставший модным метод тестирования), а объемному экономи-ческому мышлению. Студент должен научиться многосторонне воспринимать и анализировать экономическое пространство, видеть в нем философское начало. Уметь, например, понимать, чем наука отличается от учебного курса? Почему разумно иметь множество экономических школ и не замыкаться одним «мейнстримом», ставшим сегодня явным монополистом?
2. Непреложное условие подготовки студентов-экономистов – обучение их методам структурированного мышления. Дан-ное направление можно воспринимать как метод противодейст-вия тем принципам передачи информации (со стороны СМИ и институтов массовой культуры), которые нацелены на воспита-ние у потребителя «файлового» типа восприятия мира.
Реализуя эту задачу, следует опираться на знание приклад-ной психологии, понимая, что не все люди способны к струк-турным подходам, к системному мышлению. Определить, предрасположен ли студент к быстрому обучению структури-рованному анализу, можно опираясь на положения практиче-ской психологии. Одна из ее классификаций выделяет три ва-рианта человеческого восприятия (схема 3).

Схема 3
ТИПЫ ВОСПРИЯТИЯ: варианты склонности к системному, структуриро-ванному подходу
Визуалы Визуалы предпочитают в своей деятельности заранее разра-ботанные схемы, стремятся формировать определенную стратегию. Им очень близки наглядные методы информа-ции. Они талантливо систематизируют работу. Речь образна и убедительна
Аудиалы Аудиалы воспринимают мир и общаются с ним в основном посредством звука. Это эмоциональные, разговорчивые лю-ди, действующие, как правило, спонтанно. Эта группа избе-гает систематизации, методов работы по заранее установ-ленным схемам, графикам. Речь аудиалов излишне много-словна
Кинестетики У представителей данной группы преобладает наклонность полагаться преимущественно на свое мнение, на свою по-зицию. Склонны к жестким методам, любят «рубить с пле-ча». Стараются использовать людей в своих интересах. Не-мобильны и консервативны. Систематизация используется, но в неактивной форме. Свою позицию представляют в нормативной форме речи
Приведенные характеристики проявляются у любого человека, однако для ка-ждой личности свойственно наличие преобладающего типа восприятия

3. Современный экономист должен обучаться создавать из любо-го подготавливаемого проекта некий пользующийся спросом «товар». Соответственно, он должен уметь распознавать инте-ресы «потребителей» (своих однокурсников, преподавателей) и, опираясь на них, эффективно презентовать свою задумку.
Как показывают данные социо-психологических исследова-ний, наибольшим спросом у воспринимающего информацию человека пользуется материалы, излагаемые в четкой, структу-рированной форме. Таким образом, обучать студентов следует не только структурированному мышлению, но и структу-рированному изложению своих мыслей.
Нацеленность преподавателя на достижение этой задачи воспитывает и в самом педагоге немало ценных качеств, делая его труд более рафинированным. В этом – большая потребность для педагогических кадров вузов. К сожалению, значительная часть преподавателей не умеет излагать свои мысли в полной мере четко и структурировано. Об этом свидетельствует опыт наблюдений за ходом изложения материалов на лекциях во многих вузах, на научных конференциях, в выступлениях оп-понентов при защите диссертаций. Если искусству риторики обучают журналистов, политиков, то преподаватели-экономисты постигают умение логически стройно излагать свои мысли лишь методом проб и ошибок.

Изложив ряд принципов, которые желательны для их использования в стратегической линии преподавателя, обратимся теперь к некоторым формам организации занятий, с помощью которых можно обучать сту-дентов самостоятельному анализу экономических явлений и проблем. Прежде всего, речь пойдет об использовании таких форм подготовки учебных проектов, которые ориентированны не на механическое, а на аналитическое восприятие учебного и научного материала. К ним можно отнести:

1) Метод индивидуальных заданий по анализу научных пуб-ликаций
Для его применения требуется определенная «инфраструк-тура». Преподавателю необходимо регулярно отслеживать наиболее удачные публикации в научных журналах и систе-матизировать их в форме списка – в соответствии с темати-кой читаемого курса. В итоге в досье преподавателя создает-ся информационный фонд, состоящий из материалов, во-первых, в форме наиболее удачных публикаций, а, во-вторых, - соответствующих индивидуальным подходам пре-подавателя. Опора на этот фонд дает возможность организо-вывать индивидуальные задания каждому студенту по ана-литической работе с определенной статьей. Избегать копи-рования студентами уже готовых проектов (выполненных на компьютере их предшественниками по учебному курсу) можно за счет постоянного пополнения фонда новыми мате-риалами.
Метод индивидуализированных заданий по работе с на-учной литературой оправдан еще и потому, что другой, тра-диционный способ (основанный на приведении списка пуб-ликаций в методических планах по курсу занятий) практиче-ски не срабатывает. Подавляющее число студентов указан-ную в методичке литературу добровольно не читает (из-за нехватки времени, либо – желания выполнять это «абст-рактное» задание).
Наиболее рациональным является поручение аналитиче-ского задания студенту не в вольной, а в нормативной форме. Ему предлагается структурированная форма для ответа. Она составлена таким образом, чтобы студент обучался вос-принимать экономическую информацию (и затем ее воспро-изводить) в четкой логической форме. Указанный модуль содержит ряд блоков, по которым студент должен изложить свое видение содержания и свое мнение о прочитанной статье (схема 4).

2) Использование коллективных форм презентации выпол-ненных проектов
Интерес к науке формируется у студента не только за счет скрупулезного изучения учебной и научной литературы. По мере вызревания личности повышается стремление к более обстоятельному выражению своих взглядов, мнений, пози-ций. Форма реализации данного желания может быть разной – от кратких выступлений до развернутых сообщений и док-ладов. Однако, как показала практика, наиболее интересным и привлекательным (для выступающих и для слушателей в аудитории) является так называемое выступление «коман-дой», группой.
Последняя может включать 2-4 студентов, среди кото-рых, как правило, есть лидер. Команда готовит презентацию проекта по определенному сценарию. Желательно, чтобы каждый брал слово несколько раз. Такие выступления вос-принимаются аудиторией живо и с интересом. Отметим для сравнения: в работе большинства радиостанций России за-метен переход к подобным формам передач, в ходе которых изложение новостей и обсуждение проблем осуществляется не одним радиокоментатором, а группой журналистов.
Схема 4
(Рекомендуемая структурная схема, на основании которой следует проводить анализ научной публикации) Автор аналитического обзо-ра статьи:
ФИО студента,
№ студенческой группы,
Дата выполнения задания
НАЗВАНИЕ СТАТЬИ
Например: Иванов В.В. Название статьи // Название журнала. – Год публикации, № журна-ла. – С. (номера страниц)
Общая идея статьи (целевая задача автора)  
Итоговые выводы автора
 

Логическая структура ста-тьи Кратко сформулированные подходы автора Интересные примеры, стати-стика, графики, схемы
Обозначение первого блока проблем, постав-ленных автором в статье  
Обозначение второго блока проблем, постав-ленных автором в статье  
Обозначение третьего блока проблем, постав-ленных автором в статье (и т.д.)  

Резюме студента (ФИО) о прочитанной статье
Сильные стороны статьи (по содержанию, форме подачи материала)  
Мнение студента о сла-бых сторонах статьи (по содержанию, форме пода-чи материала)  

3) Активизация участия студентов в научных конференциях, проводимых как в традиционных, так и в новых интерактив-ных формах.
Для студентов, стремящихся добиться успехов в вузе, боль-шое значение имеет их участие в научных конференциях. Выступление молодой личности перед большим коллекти-вом создает чувство самореализации.
Интересный эффект прослеживается в ходе использова-ния такой формы научных встреч, как «постерные конфе-ренции» (от английского слова poster - афиша, плакат). Суть их заключается в том, что все участники научного обсужде-ния представляют в большой аудитории результаты своей научной работы не методом устного выступления перед всем залом, а путем вывешивания на стендах своих слайдов, гра-фиков, схем, распечатанных материалов. Каждый автор на-ходится у своего стенда и представляет свою позицию. Для участников, заинтересовавшихся данным проектом, автор делится своими мыслями, отвечает на вопросы, демонстри-рует свои наглядные материалы.
Эта новая интерактивная форма научной деятельности открывает возможность каждому участнику представлять свой проект другим, находясь в атмосфере сотрудничества и конкуренции (поскольку в таком зале хорошо видно, чей проект привлек больше внимания аудитории).

4) Использование преподавателями многоаспектных форм оценки студенческих проектов
Зная о том, что хорошо подготовленные студенты далеко не-равнодушны к оценке своей работы, следует уделить особое внимание методика изложения преподавательского резюме по итогам просмотра каждого научного проекта. В доброже-лательной, четко структурированной форме необходимо охарактеризовать все достоинства работы. К характеристике недостатков следует подходить деликатно. Желательно обо-значить их как форму пожелания в деле дальнейшего совер-шенствования работы студента. С точки зрения логики ра-зумно сначала оценивать содержание, а затем – форму пода-чи (т.е. презентации) материалов.
Для примера отметим: говоря о форме подачи материала, желательно оценивать манеру (форму) выступления каждого студента. Дать характеристику того, насколько удачна его речь в стилистическом плане, где допущены промахи, как студент держится перед аудиторией (поза, жесты, работа глаз с аудиторией). В зависимости от ситуации можно высказать также докладчику разумные советы (однако уже не перед группой студентов, а тет-а-тет) относительно выбранной формы (или цвета) одежды. Однако особую значимость имеют замечания педагога о характере, форме, логике зада-ваемых выступающему вопросов из зала и характеристике ответов на них.

Подводя общий итог размышлениям, отметим: психологическая со-ставляющая становится все более важным компонентом в процессе эко-номического образования. Представление о том, что экономика, в пер-вую очередь, - совокупность «заводов и пароходов», постепенно отходит на второй план. Восприятие экономики как совокупности принимаемых субъектами экономических, психологических решений, их умения видеть в огромном потоке информации внешние и скрытые цели корпораций, государства, партнеров – все это становится крайне важным в постижении водоворотов современного мирового и национального хо-зяйств.

 


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru м.Новослободская, ул. Селезневская, д.11А, стр. 2
Тел: +7 (495) 649-89-71
E-mail: info@ceninauku.ru