Мой статус
 Звоните, поставьте перед нами задачу. Докторская диссертация, кандидатская диссертация, срочная публикация статей - в чем мы можем Вам посодействовать? +7 (495) 649 89 71



ПОИСК




Эксперты: вузы РФ обогнали РАН по числу публикаций в ведущих журналах
2017.05.11
"Университеты обогнали Российскую академию наук по числу публикаций в ведущих мировых журналах", – заявил директор Наукометрического центра НИУ ВШЭ Иван Стерлигов на Московском международном салоне образования 2017. Мнение эксперта прозвучало в ходе панельной дискуссии "Образование и наука в зеркале ...

Голодец рассказала о работе над доступностью образования в регионах
2017.05.11
Систему образования в России пока нельзя назвать "равнодоступной", но есть и заметные успехи, заявила вице-премьер по социальной политике Ольга Голодец на Московском международном салоне образования. "Для нас сейчас важна тема доступности образования, доступности прежде всего географической, доступности ...

Главная страница / Статьи / Письмо о главной проблеме реформ в России / 

Письмо о главной проблеме реформ в России

В конце 2012 года в Интернете появилось Открытое письмо несуществующему сообществу преподавателей российской высшей школы. Под этим письмом поставили свои подписи около тысячи вузовских преподавателей со всей России. В письме говорится о системном кризисе в российском образовании.

Обсудим эту тему вместе с гостем в студии – доцентом Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Павлом Михайловичем Кудюкиным.

Как известно, Павел Кудюкин был одним из тех, кто подписал то открытое письмо.

Отвечая на вопрос, что его подвигло это сделать, П.М. Кудюкин уточнил, что он не только один из тех, кто его подписал, но также один из тех, кто его инициировал. А точнее, он редактировал тот текст, который был предложен ему одним из его коллег.

Текст открытого письма, надо сказать, довольно жёсткий.

П. Кудюкин подтвердил, что текст открытого письма жёсткий, потому что это не челобитная к начальству. В обращении было специально оговорено, что авторы послания не обращаются ни президенту, ни к премьер-министру, потому что есть доля и их ответственности в той ситуации, в которой существует российское высшее образование.

И авторы в обращении призвали то самое несуществующее сообщество предпринять шаги, чтобы стать существующим. Потому что одна из самых, может быть, серьёзных проблем российских реформ, которые идут таким образом, что для значительной части сограждан они стали просто ругательством...

Причём во всех сферах.

Абсолютно, согласился П. Кудюкин. И причина этого – то, что они делаются без участия самого общества. Власть выступают в роли монологиста: мы вам сказали, вы делайте. И общество как-то не сопротивляется, своих альтернатив не предлагает. Ну, а потом только жалуется, что получается так, как получилось, как всегда.
И одна из проблем – нужно, чтобы в российском обществе возникали структурированные объединения различных социальных групп. А поскольку Павлу Кудюкину выпало работать в системе высшего образования, то, как он считает, это та область, где, прежде всего, нужно приложить свои усилия. Попробовать, чтобы в образовании возникло действительно существующее сообщество преподавателей, выдвигающее свои альтернативные программы, отстаивающее свои права и интересы и вместе с тем интересы всего общества, потому что высшее образование – очень специфическая сфера.

Когда преподаватели борются за свои права, то они отстаивают тем самым интересы общества в целом, ибо образование – это будущее российского общества. Так или иначе, в том, что в этой сфере происходит, заинтересованы все, потому что почти у всех есть если не дети, то внуки. Либо люди сами учатся. И всем интересно, что происходит с высшим образованием. Все заинтересованы в том, чтобы образование было нормальным.

Письмо было шагом импульсивным или оно было выстрадано? Потому что довольно эмоциональным кажется текст письма, когда его читаешь?

Как разъяснил Павел Кудюкин, само письмо родилось как отклик на высказывание министра образования и науки Дмитрия Ливанова про преподавателей невысокого уровня, что было воспринято значительной частью преподавательского сообщества просто как плевок в лицо.

Это когда он объяснял, почему такие маленькие зарплаты у преподавателей?

Да, подтвердил гость в студии. Когда министр сказал, что только преподаватели невысокого уровня соглашаются работать на зарплату, которая ниже 30 тысяч. А в России ещё надо поискать места, где платят 30 тысяч рублей университетскому профессору, уже не говоря о доцентах, старших преподавателях и ассистентах.

Во-первых, получается, что министр не очень представляет реальную ситуацию. А во-вторых, от кого это зависит? Ведь в значительной мере это зависит как раз от государства, в том числе от Министерства образования и науки. Кто определяет базовые ставки, совершенно нелепо-смешные? Кто устанавливает основные нормы определения преподавательской нагрузки, совершенно запредельной? Ни в одной стране мира нет такой нагрузки у преподавателей, как в России. Поэтому в письме есть некий элемент импульсивности. Это действительно был ответ на оскорбление.

Видно, что проблемы, прописанные в письме, выстраданы.

Выстраданы, согласился Павел Кудюкин. Те люди, которые выступили инициаторами письма, тоже об этом задумались. Не только в ответ на выступление министра. Уже более года существует инициативная группа Ассоциации преподавателей высшей школы, из которой вышли авторы письма, и от которой отпочковался действующий сейчас оргкомитет профсоюза "Университетская солидарность". Естественно, эти проблемы обдумывались. Была начата работа с коллегами, в том числе в регионах и в различных московских вузах. Более года, примерно с ноября 2011 года, эта работа шла.

Слушатели интересуются, где можно познакомиться с этим письмом?

Как пояснил Павел Кудюкин, письмо было опубликовано на сайте http://polit.ru. Кроме того, оно размещено на сайте оргкомитета профсоюза "Университетская солидарность" по адресу http://unisolidarity.ru. То есть, можно в любом поисковике ввести либо "Университетская солидарность", либо Письмо несуществующему сообществу. 


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru м.Новослободская, ул. Селезневская, д.11А, стр. 2
Тел: +7 (495) 649-89-71
E-mail: info@ceninauku.ru